|
|
Учебник для 6 класса МАТЕМАТИКА12. Сложение и вычитание смешанных чиселПереместительное и сочетательное свойства сложения позволяют привести сложение смешанных чисел к сложению их целых частей и к сложению их дробных частей. Пример 1. Найдём значение суммы Решение. Приведём дробные части чисел к наименьшему общему знаменателю 8, затем представим смешанные числа в виде суммы их целой и дробной частей:
Значит,
Пишут короче: Пример 2. Найдём значение суммы Решение. Сначала приводим дробные части данных чисел к наименьшему общему знаменателю 12, затем отдельно складываем целые и дробные части:
При вычитании смешанных чисел пользуются свойствами вычитания суммы из числа и вычитания числа из суммы. Пример 3. Найдём значение разности Решение. Приведём дробные части к наименьшему общему знаменателю 18 и представим данные числа в виде суммы целой и дробной частей:
По свойству вычитания суммы из числа имеем:
Пишут короче: Если дробная часть уменьшаемого окажется меньше дробной части вычитаемого, то надо превратить в дробь с тем же знаменателем одну единицу целой части уменьшаемого. Пример 4. Найдём значение разности Решение. Приведём дробные части данных чисел к наименьшему общему знаменателю 18:
Так как дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то уменьшаемое записываем так:
Значит, Обычно пишут короче:
Вопросы для самопроверки
Выполните упражнения376. Выполните сложение:
377. Выполните вычитание:
378. Найдите значение выражения:
379. Выполните действие:
380. Решите уравнение:
381. Найдите по формуле А = m -
382. Школьный бассейн наполняется через первую трубу за 4 ч, а через вторую — за 6 ч. Какую часть бассейна останется наполнить после совместной работы обеих труб в течение часа? 383. Новая машина может выкопать канаву за 8 ч, а старая — за 12 ч. Новая машина работала 3 ч, а старая 5 ч. Какую часть канавы осталось выкопать? 384. От ленты длиной 8 м отрезали кусок длиной м. Найдите длину оставшейся части. 385. Одна шахматная партия длилась ч, а другая — ч. Сколько времени длилась третья партия, если на все три партии было затрачено 3 ч? 386. Когда от верёвки отрезали кусок, то оставшаяся часть имела длину 2 м. Какой длины была бы оставшаяся часть, если бы от верёвки отрезали на м меньше? на м больше? 387. Запишите все числа, знаменатель дробной части которых равен 12, большие и меньшие . 388. На координатном луче отмечена точка (рис. 17). Отметьте на луче точки, координаты которых равны:
Рис. 17 389. Найдите периметр треугольника АБС, если
390. На одной машине т груза, а на другой — на т меньше. Сколько тонн груза на двух машинах? 391. В одном ящике кг винограда, что на кг меньше, чем в другом ящике. Сколько килограммов винограда в двух ящиках? 392. На окраску оконных рам израсходовали кг краски, на окраску пола пошло кг, а на окраску дверей потребовалось на кг меньше, чем на окраску пола. Сколько всего израсходовали краски? 393. Три бригады вырастили горох на площади га. Первая и вторая бригады вырастили горох на площади га, а вторая и третья — на площади га. Найдите площадь каждого участка. 394. На сахарный завод в понедельник привезли т свёклы, во вторник — на т больше, чем в понедельник, а в среду — на т меньше, чем во вторник и понедельник вместе. Из 7 т свёклы получается 1 т сахара. Сколько сахара получится из привезённой свёклы? 395. В трёх бидонах 10 л молока. В первом и втором бидонах было л, а во втором и третьем л молока. Сколько литров молока было в каждом бидоне? 396. Теплоход по течению реки проходит км за 1 ч. Скорость течения км/ч. Найдите скорость теплохода против течения. 397. Скорость катера по течению реки км/ч, а против течения км/ч. Какова скорость течения? 398. Федя и Вася шли навстречу друг другу. Каждый час расстояние между ними уменьшалось на км. Найдите скорость Феди, если скорость Васи км/ч. 399. Первый велосипедист догонял второго, причём расстояние между ними уменьшалось каждый час на км. С какой скоростью ехал первый велосипедист, если второй ехал со скоростью км/ч? 400. Найдите значение выражения:
401. Вычислите устно:
402. Найдите пропущенные числа на рисунке:
403. Найдите натуральные значения m, при которых верно неравенство:
404. На сколько процентов увеличится объём куба, если длину каждого его ребра увеличить на 20%? 405. Почтовый самолёт поднялся с аэродрома в 10 ч 40 мин утра, пробыл в полёте 5 ч 15 мин, а на земле во время стоянки 1 ч 37 мин. Когда самолёт вернулся на аэродром? 406. Четырёхугольник с равными сторонами называют ромбом (рис. 18). Подумайте, является ли ромб правильным многоугольником.
Рис. 18 В чём сходство решения этой задачи с нахождением решений двойного неравенства 0 < у < 10 среди чисел 0,12; 15; 2,7; 10,5? 407. Докажите переместительное и сочетательное свойства сложения для дробей с одинаковыми знаменателями на основе таких же свойств для натуральных чисел. 408. Выполните действие:
409. Три сына хана получили в наследство большую отару овец. Старшему сыну достались 25 частей стада, среднему — 10 частей, а младшему — 1 часть. Сколько овец было в отаре, если средний брат получил на 765 овец больше, чем младший? 410. В городе семизначные телефонные номера. Сколько в нём может быть номеров, начинающихся цифрами 235? 411. Выполните вычисления с помощью микрокалькулятора и результат округлите до тысячных: 3,281 • 0,57 + 4,356 • 0,278 - 13,758 : 6,83.
412. Решите задачу:
413. Выполните действия:
414. Выполните действие:
415. Найдите значение разности:
416. Решите уравнение:
417. Найдите значение выражения:
418. Один тракторист вспахал поля, а другой того же поля. Какую часть поля осталось вспахать? 419. Бочки горючего хватает для работы одного двигателя на 7 ч, а другого — на 5 ч. Какая часть горючего останется от полной бочки после 2 ч работы первого двигателя и 3 ч работы второго двигателя? 420. Для экспедиции, работающей в тайге, сбросили с вертолёта упаковку с продуктами, которая упала на землю через 3 с. С какой высоты была сброшена эта упаковка, если в первую секунду она пролетела м, а в каждую следующую секунду она пролетала на м больше, чем в предыдущую? 421. Сколько времени пошло на изготовление детали, если её обрабатывали на токарном станке ч, на фрезерном станке ч и на сверлильном станке ч? 422. Найдите значение выражения:
423. Из двух сёл одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода и встретились через 1,5 ч. Расстояние между сёлами 12,3 км. Скорость одного пешехода 4,4 км/ч. Найдите скорость другого пешехода. 424. Для приготовления варенья из вишни на 3 части сахара берут 2 части ягод (по массе). Сколько килограммов сахара и сколько килограммов ягод надо взять, чтобы получить 10 кг варенья, если при варке его масса уменьшается в 1,5 раза? 425. Найдите значение выражения:
426. Решите уравнение:
Рассказы об истории возникновения и развития математикиРаздел математики, в котором изучаются свойства чисел и действий над ними, называют теорией чисел. Начало созданию теории чисел положили древнегреческие учёные Пифагор, Евклид, Эратосфен и другие. Некоторые проблемы теории чисел формулируются очень просто — их может понять любой шестиклассник. Но решение этих проблем иногда настолько сложно, что на него уходят столетия, а на некоторые вопросы ответов нет до сих пор. например, древнегреческим математикам была известна всего одна пара дружественных чисел — 220 и 284. и лишь в XVIII в. знаменитый математик, член Петербургской академии наук леона рд Эйлер нашёл ещё 65 пар дружественных чисел (одна из них — 17 296 и 18 416). Однако до сих пор не известен общий способ нахождения пар дружественных чисел. Было высказано предположение, что любое нечётное число, большее 5, можно представить в виде суммы трёх простых чисел. Например: 21 = 3 + 7 + 11, 23 = 5 + 7 + 11 и т. п. Подойти к доказательству этого предположения сумел лишь 200 лет спустя замечательный русский математик, академик Иван Матвеевич виноградов (1891—1983). Но утверждение «любое чётное число, большее 2, можно представить в виде суммы двух простых чисел» (например: 28 = 11 + 17, 56 = 19 + 37, 924 = 311 + 613 и т. д.) до сих пор не доказано.
|
|
|