|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 6 класса МАТЕМАТИКА12. Сложение и вычитание смешанных чиселПереместительное и сочетательное свойства сложения позволяют привести сложение смешанных чисел к сложению их целых частей и к сложению их дробных частей. Пример 1. Найдём значение суммы Решение. Приведём дробные части чисел к наименьшему общему знаменателю 8, затем представим смешанные числа в виде суммы их целой и дробной частей:
Значит,
Пишут короче: Пример 2. Найдём значение суммы Решение. Сначала приводим дробные части данных чисел к наименьшему общему знаменателю 12, затем отдельно складываем целые и дробные части:
При вычитании смешанных чисел пользуются свойствами вычитания суммы из числа и вычитания числа из суммы. Пример 3. Найдём значение разности Решение. Приведём дробные части к наименьшему общему знаменателю 18 и представим данные числа в виде суммы целой и дробной частей:
По свойству вычитания суммы из числа имеем:
Пишут короче: Если дробная часть уменьшаемого окажется меньше дробной части вычитаемого, то надо превратить в дробь с тем же знаменателем одну единицу целой части уменьшаемого. Пример 4. Найдём значение разности Решение. Приведём дробные части данных чисел к наименьшему общему знаменателю 18:
Так как дробная часть уменьшаемого меньше дробной части вычитаемого, то уменьшаемое записываем так:
Значит, Обычно пишут короче:
Вопросы для самопроверки
Выполните упражнения376. Выполните сложение:
377. Выполните вычитание:
378. Найдите значение выражения:
379. Выполните действие:
380. Решите уравнение:
381. Найдите по формуле А = m -
382. Школьный бассейн наполняется через первую трубу за 4 ч, а через вторую — за 6 ч. Какую часть бассейна останется наполнить после совместной работы обеих труб в течение часа? 383. Новая машина может выкопать канаву за 8 ч, а старая — за 12 ч. Новая машина работала 3 ч, а старая 5 ч. Какую часть канавы осталось выкопать? 384. От ленты длиной 8 м отрезали кусок длиной 385. Одна шахматная партия длилась 386. Когда от верёвки отрезали кусок, то оставшаяся часть имела длину 2 м. Какой длины была бы оставшаяся часть, если бы от верёвки отрезали на 387. Запишите все числа, знаменатель дробной части которых равен 12, большие 388. На координатном луче отмечена точка
Рис. 17 389. Найдите периметр треугольника АБС, если
390. На одной машине 391. В одном ящике 392. На окраску оконных рам израсходовали 393. Три бригады вырастили горох на площади 394. На сахарный завод в понедельник привезли 395. В трёх бидонах 10 л молока. В первом и втором бидонах было 396. Теплоход по течению реки проходит 397. Скорость катера по течению реки 398. Федя и Вася шли навстречу друг другу. Каждый час расстояние между ними уменьшалось на 399. Первый велосипедист догонял второго, причём расстояние между ними уменьшалось каждый час на 400. Найдите значение выражения:
401. Вычислите устно:
402. Найдите пропущенные числа на рисунке:
403. Найдите натуральные значения m, при которых верно неравенство:
404. На сколько процентов увеличится объём куба, если длину каждого его ребра увеличить на 20%? 405. Почтовый самолёт поднялся с аэродрома в 10 ч 40 мин утра, пробыл в полёте 5 ч 15 мин, а на земле во время стоянки 1 ч 37 мин. Когда самолёт вернулся на аэродром? 406. Четырёхугольник с равными сторонами называют ромбом (рис. 18). Подумайте, является ли ромб правильным многоугольником.
Рис. 18 В чём сходство решения этой задачи с нахождением решений двойного неравенства 0 < у < 10 среди чисел 0,12; 15; 2,7; 10,5? 407. Докажите переместительное и сочетательное свойства сложения для дробей с одинаковыми знаменателями на основе таких же свойств для натуральных чисел. 408. Выполните действие:
409. Три сына хана получили в наследство большую отару овец. Старшему сыну достались 25 частей стада, среднему — 10 частей, а младшему — 1 часть. Сколько овец было в отаре, если средний брат получил на 765 овец больше, чем младший? 410. В городе семизначные телефонные номера. Сколько в нём может быть номеров, начинающихся цифрами 235? 411. Выполните вычисления с помощью микрокалькулятора и результат округлите до тысячных: 3,281 • 0,57 + 4,356 • 0,278 - 13,758 : 6,83.
412. Решите задачу:
413. Выполните действия:
414. Выполните действие:
415. Найдите значение разности:
416. Решите уравнение:
417. Найдите значение выражения:
418. Один тракторист вспахал 419. Бочки горючего хватает для работы одного двигателя на 7 ч, а другого — на 5 ч. Какая часть горючего останется от полной бочки после 2 ч работы первого двигателя и 3 ч работы второго двигателя? 420. Для экспедиции, работающей в тайге, сбросили с вертолёта упаковку с продуктами, которая упала на землю через 3 с. С какой высоты была сброшена эта упаковка, если в первую секунду она пролетела 421. Сколько времени пошло на изготовление детали, если её обрабатывали на токарном станке 422. Найдите значение выражения:
423. Из двух сёл одновременно навстречу друг другу вышли два пешехода и встретились через 1,5 ч. Расстояние между сёлами 12,3 км. Скорость одного пешехода 4,4 км/ч. Найдите скорость другого пешехода. 424. Для приготовления варенья из вишни на 3 части сахара берут 2 части ягод (по массе). Сколько килограммов сахара и сколько килограммов ягод надо взять, чтобы получить 10 кг варенья, если при варке его масса уменьшается в 1,5 раза? 425. Найдите значение выражения:
426. Решите уравнение:
Рассказы об истории возникновения и развития математикиРаздел математики, в котором изучаются свойства чисел и действий над ними, называют теорией чисел. Начало созданию теории чисел положили древнегреческие учёные Пифагор, Евклид, Эратосфен и другие. Некоторые проблемы теории чисел формулируются очень просто — их может понять любой шестиклассник. Но решение этих проблем иногда настолько сложно, что на него уходят столетия, а на некоторые вопросы ответов нет до сих пор. например, древнегреческим математикам была известна всего одна пара дружественных чисел — 220 и 284. и лишь в XVIII в. знаменитый математик, член Петербургской академии наук леона рд Эйлер нашёл ещё 65 пар дружественных чисел (одна из них — 17 296 и 18 416). Однако до сих пор не известен общий способ нахождения пар дружественных чисел. Было высказано предположение, что любое нечётное число, большее 5, можно представить в виде суммы трёх простых чисел. Например: 21 = 3 + 7 + 11, 23 = 5 + 7 + 11 и т. п. Подойти к доказательству этого предположения сумел лишь 200 лет спустя замечательный русский математик, академик Иван Матвеевич виноградов (1891—1983). Но утверждение «любое чётное число, большее 2, можно представить в виде суммы двух простых чисел» (например: 28 = 11 + 17, 56 = 19 + 37, 924 = 311 + 613 и т. д.) до сих пор не доказано.
|
|
|