|
|
>>> Перейти на мобильный размер сайта >>> Учебник для 6 класса МАТЕМАТИКА2. Признаки делимости на 10, на 5 и на 2Всякое натуральное число, запись которого оканчивается цифрой 0, делится без остатка на 10. Чтобы получить частное, достаточно отбросить эту цифру 0. Например, 280 делится без остатка на 10, так как 280 : 10 = 28. При делении же числа 283 на 10 получаем неполное частное 28 и остаток 3 (т. е. последнюю цифру записи этого числа). Поэтому если последняя цифра в записи натурального числа отлична от нуля, то это число не делится без остатка на 10.
Число 10 = 2 • 5. Поэтому число 10 делится без остатка и на 2, и на 5. Отсюда и любое число, запись которого оканчивается цифрой 0, делится без остатка и на 5, и на 2. Например, 60 = 6 • 10 = 6 • (2 • 5) = (6 • 2) • 5 = 12 • 5, значит, 60 : 5 = 12. А из того что 60 = 6 • (5 • 2) = (6 • 5) • 2 = 30 • 2, получаем, что 60 : 2 = 30. Каждое число можно представить в виде суммы полных десятков и единиц, например: 246 = 240 + 6, 1435 = 1430 + 5. Так как полные десятки делятся на 5, то и всё число делится на 5 лишь в том случае, когда на 5 делится число единиц. Это возможно только тогда, когда в разряде единиц стоит цифра 0 или 5.
Например, числа 870 и 875 делятся без остатка на 5, а числа 872 и 873 на 5 без остатка не делятся. Числа, делящиеся без остатка на 2, называют чётными, а числа, которые при делении на 2 дают остаток 1, называют нечётными. Из однозначных чисел числа 0, 2, 4, 6 и 8 чётны, а числа 1, 3, 5, 7 и 9 нечётны. Поэтому и цифры О, 2, 4, 6, 8 называют чётными, а цифры 1, 3, 5, 7, 9 — нечётными. Все полные десятки делятся на 2 без остатка (т. е. они чётны). Значит, любое натуральное число чётно лишь в случае, когда в разряде единиц стоит чётная цифра, и нечётно, когда в разряде единиц стоит нечётная цифра.
Например, числа 2, 60, 84, 96, 308 чётные, а числа 3, 51, 85, 97, 509 нечётные. Вопросы для самопроверки
Выполните упражнения31. Запишите натуральные числа от 1 до 30 в порядке возрастания и подчеркните красным карандашом каждое второе число, а синим — каждое пятое. Какие числа окажутся подчёркнуты красным карандашом, какие — синим? Какие числа подчёркнуты обоими цветами? Назовите числа, не делящиеся ни на 2, ни на 5. 32. Назовите три числа, которые:
33. Назовите:
34. Какие из чисел 200, 320, 3000, 50 000, 861, 76 540 делятся на 100? Какие из них делятся на 1000? Сформулируйте признаки делимости на 100, на 1000. 35. Напишите все трёхзначные числа, в запись которых входят лишь цифры 0, 2, 5 и которые:
36. Коля принёс несколько коробок с яйцами, по 10 яиц в каждой коробке. Может ли быть, что он принёс 35 яиц? 43 яйца? 50 яиц? 37. Купили 5 одинаковых коробок цветных карандашей. Может ли в них оказаться: всего 92 карандаша? 90 карандашей? 75 карандашей? 38. Подставьте в таблицу подходящие значения а и б и сделайте вывод о чётности или нечётности результата действия:
39. Можно ли, используя только цифры 3 и 4, записать:
40. Какие числа, кратные 5, удовлетворяют неравенству:
41. Вычислите устно:
42. Какие различные натуральные числа надо вписать в кружки (рис. 4), чтобы произведение каждых двух чисел, помещённых в кружках, соединённых отрезком, равнялось 70? Подумайте, как можно назвать набор чисел, оказавшихся в кружках.
Рис. 4 43. Если к числу прибавить 4, то полученное число разделится без остатка на 6. Чему равен остаток от деления первого числа на 6? 44. На микрокалькуляторе по программе 12 [ + ][ = ] получен результат 24. Попробуйте объяснить, почему получилось такое число. Подумайте, какие числа будут появляться на индикаторе после каждого нажатия клавиши [ = ] при выполнении программы: S [ + ] [ = ] [ = ] [ = ] [ = ] [ = ]. 45. Подтвердите примерами следующее свойство суммы:
46. Назовите наименьший и наибольший делители числа 24. Назовите наименьшее кратное числу 24. Есть ли у этого числа наибольшее кратное? Назовите какое-нибудь число, кратное и 5, и 12. 47. Запишите все двузначные числа, являющиеся:
48. Число b является делителем числа а. Докажите, что частное от деления а на b также является делителем числа а. Проверьте это утверждение, если а = 18, а b = 3. 49. Докажите, что:
50. Какие из дробей 51. При каких натуральных значениях а дробь 52. Решите уравнение:
53. На уроке физкультуры Андрей, Марат, Костя, Саша, Петя и Серёжа готовятся к прыжкам в высоту.
54. Решите задачу:
55. Найдите среди чисел 154, 161, 174, 178, 191, 315, 320, 346, 425, 475 числа:
56. Напишите:
57. Напишите три четырёхзначных числа, кратных 5. 58. Выберите из дробей 59. Решите уравнение:
60. Найдите значение выражения:
|
|
|