|
|
Учебник для 6 класса МАТЕМАТИКА38. Свойства действий с рациональными числамиСложение рациональных чисел обладает переместительным и сочетательным свойствами. Иными словами, если а, b и с — любые рациональные числа, то а + b = b + а, а + (b + с) = (а + b) + с. Прибавление нуля не изменяет числа, а сумма противоположных чисел равна нулю. Значит, для любого рационального числа имеем: a + 0 = а, а + (-а) = 0. Умножение рациональных чисел тоже обладает переместительным и сочетательным свойствами. Другими словами, если a, b и с — любые рациональные числа, то аb = bа, а(bс) = (аb)с. Умножение на 1 не изменяет рационального числа, а произведение числа на обратное ему число равно 1. Значит, для любого рационального числа a имеем: a • 1 = a, a - = 1, если а ≠ 0. Умножение числа на нуль даёт в произведении нуль, т. е. для любого рационального числа а имеем: a • 0 = 0.
Произведение может быть равно нулю лишь в том случае, когда хотя бы один из множителей равен нулю: если a • b = 0, то либо a = 0, либо b = 0 (может случиться, что и a = 0, и b = 0). Умножение рациональных чисел обладает и распределительным свойством относительно сложения. Другими словами, для любых рациональных чисел а, b и с имеем: (а + b) • с = ас + bс. Вопросы для самопроверки
Выполните упражнения1201. Сформулируйте словами переместительное свойство сложения а + b = b + а и проверьте его:
1202. Сформулируйте словами сочетательное свойство сложения а + (b + с) = (а + b) + с и проверьте его:
1203. Сложив отдельно положительные и отдельно отрицательные числа, найдите значение выражения:
1204. Сложив сначала противоположные числа, найдите значение выражения:
1205. Упростите выражение:
1206. Выбрав удобный порядок вычислений, найдите значение выражения:
1207. Сформулируйте словами переместительное свойство умножения ab = bа и проверьте его:
1208. Сформулируйте словами сочетательное свойство умножения а(Ъс) = (ab)c и проверьте его:
1209. Выбирая удобный порядок вычислений, найдите значение выражения:
1210. Какое получится число (положительное или отрицательное), если перемножить:
Сделайте вывод. 1211. Определите знак произведения:
1212. Решите уравнение, использовав свойство произведения, равного нулю:
1213. Сформулируйте словами распределительное свойство умножения (а + b) • с — ас + Ьс и проверьте его:
1214. Выбирая удобный порядок вычислений, найдите значение выражения:
1215. Вычислите устно:
1216. Найдите сумму всех целых чисел:
1217. Решите уравнение:
1218. Придумайте такие значения х и у, при которых верно соотношение:
1219. Найдите наибольшее значение выражения:
1220. Решать некоторые математические задачи помогают специальные схемы, состоящие из точек и соединяющих их дуг или стрелок (рис. 91). Такие схемы называют графами, точки называют вершйнами графа, а дуги — рёбрами графа. Ответьте на вопросы, используя графы.
Рис. 91
1221. Вычислите:
1222. Сравните:
1223. Округлите 5,2853 до тысячных; до сотых; до десятых; до единиц. 1224. Решите задачу:
1225. Найдите значение выражения:
Проверьте ваши вычисления с помощью микрокалькулятора. 1226. Выбрав удобный порядок вычислений, найдите значение выражения:
1227. Упростите выражение:
1228. Найдите значение выражения:
1229. Выполните действия:
1230. По плану метростроевцы должны были проложить 2,5 км тоннелей. Они проложили 3,2 км тоннелей. На сколько процентов метростроевцы выполнили план и на сколько процентов они перевыполнили план?
1231. Автомашина прошла 240 км. Из них 180 км она шла по просёлочной дороге, а остальной путь — по шоссе. Расход бензина на каждые 10 км просёлочной дороги составил 1,6 л, а по шоссе — на 25% меньше. Сколько литров бензина в среднем расходовалось на каждые 10 км пути? 1232. Выезжая из села, велосипедист заметил на мосту пешехода, идущего в том же направлении, и догнал его через 12 мин. Найдите скорость пешехода, если скорость велосипедиста 15 км/ч, а расстояние от села до моста 1 км 800 м. 1233. Выполните действия:
Рассказы об истории возникновения и развития математикиС рациональными числами люди, как вы знаете, знакомились постепенно. Вначале при счёте предметов возникли натуральные числа, на первых порах их было немного. Так, ещё недавно у туземцев островов в Торресовом проливе (отделяющем Новую Гвинею от Австралии) были в языке названия только двух чисел: «урапун» (один) и «оказа» (два). Островитяне считали так: «оказа-урапун» (три), «оказа-оказа» (четыре) и т. д. Все числа, начиная с семи, туземцы называли словом, обозначавшим «много». Учёные полагают, что слово для обозначения сотни появилось более 7000 лет назад, для обозначения тысячи — 6000 лет назад, а 5000 лет тому назад в Древнем Египте и в Древнем Вавилоне появляются названия для громадных чисел — до миллиона. Но долгое время натуральный ряд чисел считался конечным: люди думали, что существует самое большое число. Величайший древнегреческий математик и физик Архимед (287—212 до н. э.) придумал способ описания громадных чисел, самое большое число, которое умел называть Архимед, было настолько велико, что для его цифровой записи понадобилась бы лента в две тысячи раз длиннее, чем расстояние от Земли до Солнца. Но записывать такие громадные числа ещё не умели. Это стало возможным только после того, как индийскими математиками в VI в. была придумана цифра нуль и ею стали обозначать отсутствие единиц в разрядах десятичной записи числа. При разделе добычи и в дальнейшем при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести «ломаные числа» — обыкновенные дроби, действия над дробями ещё в Средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби. В Европе их ввёл в 1585 г. голландский математик и инженер Симон Cm евин. Отрицательные числа появились позднее, чем дроби. Долгое время такие числа считали «несуществующими», «ложными» прежде всего из-за того, что принятое истолкование для положительных и отрицательных чисел «имущество — долг» приводило к недоумениям: можно сложить или вычесть «имущества» или «долги», но как понимать произведение или частное «имущества» и «долга»? Однако, несмотря на такие сомнения и недоумения, правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел были предложены в ill в. греческим математиком Диофантом (в виде: «Вычитаемое, умноженное на прибавляемое, даёт вычитаемое; вычитаемое на вычитаемое даёт прибавляемое» и т. д.), а позже индийский математик Бхаскара (XII в.) выразил те же правила в понятиях «имущество», «долг» («Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество; произведение имущества и долга есть долг». То же правило и при делении). Было установлено, что свойства действий над отрицательными числами те же, что и над положительными (например, сложение и умножение обладают переместительным свойством). И наконец с начала XIX в. отрицательные числа стали равноправными с положительными. В дальнейшем в математике появились новые числа — иррациональные, комплексные и другие. О них вы узнаете в старших классах.
|
|
|