Учебник для 5 класса

МУЗЫКА

   

Что роднит музыку с литературой

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник — это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.

Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации — ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, — мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.

Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы отличаем народную музыку от той, которая сочинена композиторами, русскую музыку от зарубежной, старинную музыку от современной. Интонационная природа музыки позволяет нам почувствовать и понять особенности музыкального языка разных композиторов.

По каким же направлениям можно рассматривать связь музыки и литературы?

Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.

Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов — все то, что композиторы слышат в жизни, побуждает их к созданию таких больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера. Во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям.

Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу — программу — имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии сочинения.

Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах.

Незабываемые образы различных музыкальных сочинений, жизнь и творчество знаменитых композиторов, музыкантов-исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко поэтические произведения получают названия песня, романс, запевка, а музыкальные — сказка, поэма, баллада и др.

Пусть поэтические строки, которыми названо большинство разворотов учебника, помогут тебе глубже почувствовать и понять изложенный материал.

  • Выразительно прочитай стихотворения, положенные в основу известных тебе музыкальных произведений: песни «Моя Россия» (музыка Г. Струве, стихи Н. Соловьёвой), романса «Жаворонок» (музыка М.Глинки, слова Н. Кукольника) и др.

  • Спой их мелодии. Передай в исполнении особенности музыкального прочтения стихотворений композиторами.
  • Спой русскую народную песню «Во поле берёза стояла» и послушай фрагмент финала Симфонии № 4 П. Чайковского. Какие новые черты приобрёл знакомый тебе напев народной песни в симфонии?
  • Послушай фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига к драме Г. Ибсена. Как композитор раскрывает черты героев литературного произведения?
  • Вспомни или найди в библиотеке, Интернете былины, стихотворения, рассказы, сказки разных народов России и мира, в которых говорится о музыке и музыкантах.
  • Вспомни литературные и музыкальные сочинения, созданные в жанрах песни, поэмы, былины, сказки.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru