В своей «маленькой трагедии» «Моцарт и Сальери» А. Пушкин так рассказал об истории создания «Реквиема»:
Моцарт
Недели три тому, пришёл я поздно
Домой. Сказали мне, что заходил
За мною кто-то. Отчего — не знаю,
Всю ночь я думал: кто бы это был?
И что ему во мне? Назавтра тот же
Зашёл и не застал опять меня.
На третий день играл я на полу
С моим мальчишкой. Кликнули меня;
Я вышел. Человек, одетый в чёрном,
Учтиво поклонившись, заказал
Мне Requiem и скрылся. Сел я тотчас
И стал писать — и с той поры за мною
Не приходил мой чёрный человек;
А я и рад: мне было б жаль расстаться
С моей работой, хоть совсем готов
Уж Requiem. Но между тем я...
Сальери
Что?
Моцарт
Мне совестно признаться в этом...
Сальери
В чём же?
Моцарт
Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек. За мною всюду
Как тень он гонится. Вот и теперь
Мне кажется, он с нами сам-третей
Сидит.
Послушай две части из «Реквиема» В.-А. Моцарта — «Dies irae» («День гнева») и «Lacrimosa» («День, исполненный слёз»). Спой главные темы этих частей. Сравни их содержание и средства выразительности.
Как ты понимаешь смысл высказывания норвежского композитора Э. Грига: «В своих лучших произведениях Моцарт охватывает все времена»?