Учебник для 5 класса

МУЗЫКА

       

Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно...

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Романс — это камерное (небольшое) вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе.

Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

  • Прочитай замечательное стихотворение М. Лермонтова «Из Гёте». Можно ли назвать его лирическим пейзажем? Почему? Какой ещё смысл заложен поэтом в этих строках?

Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;

Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.

  • Найди особую интонацию голоса, темп, динамику, которые выразили бы душевное состояние человека, любующегося красотой природы. Движениями рук передай пластический образ стихотворения.
  • Обрати внимание на знаки препинания. Как ты думаешь почему точка появляется только в конце стихотворения?
  • Если бы ты был композитором, то музыкой какого характера озвучил бы это стихотворение?

На стихотворение «Из Гёте» написали свои романсы «Горные вершины» два русских композитора XIX в.— Александр Егорович Варламов и Антон Григорьевич Рубинштейн.

  • Послушай романсы А. Варламова и А. Рубинштейна. Спой их главные мелодии.
  • В чём отличие музыкального прочтения стихотворения каждым из композиторов?
  • Какие особенности музыкального языка романса помогают раскрыть поэтический образ?
  • Чем романс отличается от песни?
  • Спой песни своего края, сравни их с романсами. Что в них общего?
  • Выполни задания в творческой тетради на с. 6-9.

романс, дуэт, музыкальная форма

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru