Учебник для 6 класса

МУЗЫКА

       

«Лесной царь»

Песню-балладу «Лесной царь» Ф. Шуберт сочинил, когда ему было всего 18 лет. Вот как описывает рождение этой песни один из его друзей: «Мы застали Шуберта в совершенно разгорячённом состоянии, громко читавшим по книжке «Лесного царя». Он прошёлся с книжкой несколько раз взад и вперёд по комнате, внезапно сел, — ив самое короткое время баллада появилась на бумаге. В тот же вечер «Лесной царь» был исполнен и принят с восторгом».

  • Прочитай балладу «Лесной царь» (в переводе В. Жуковского). Передай интонации действующих лиц.
  • Напой по нотной записи интонации ребёнка, отца, лесного царя. Определи, чем они отличаются друг от друга.
  • Что объединяет эти интонации? Что изображает непрерывное движение сопровождения и какое ощущение это создаёт? 1?акие черты музыкального образа раскрывает характер звучания аккомпанемента в начале баллады? в её средней части?
  • Какова эмоциональная окраска речи автора в начале баллады и в её окончании?
  • Есть ли пейзажные зарисовки в поэтической балладе Гёте (Жуковского) и в музыкальной балладе Шуберта?
  • Спой современные песни: «Огромное небо» О. Фельцмана, «Баллада о гитаре и трубе» Я. Френкеля. Почему их можно отнести к жанру баллады?
  • Найди в Интернете литературное или музыкальное произведение своего народа в жанре баллады. Расскажи о нём в классе.

        Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
        Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
        К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
        Обняв, его держит и греет старик.

        - Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
        - Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул;
        Он в тёмной короне, с густой бородой.
        - О нет, то белеет туман над водой.

        «Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
        Весёлого много в моей стороне:
        Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
        Из золота слиты чертоги мои».

        - Родимый, лесной царь со мной говорит:
        Он золото, перлы и радость сулит!
        - О нет, мой младенец, ослышался ты:
        То ветер, проснувшись, колыхнул листы.

        «Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
        Узнаешь прекрасных моих дочерей:
        При месяце будут играть и летать,
        Играя, летая, тебя усыплять».

        - Родимый, лесной царь созвал дочерей:
        Мне, вижу, кивают из тёмных ветвей.
        - О нет, всё спокойно в ночной глубине:
        То вётлы седые стоят в стороне.

        «Дитя, я пленился твоей красотой:
        Неволей иль волей, а будешь ты мой!»
        - Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
        Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.

        Ездок оробелый не скачет, летит:
        Младенец тоскует, младенец кричит;
        Ездок погоняет, ездок доскакал...
        В руках его мёртвый младенец лежал.

контраст интонаций     развитие образа     форма

* * *

Картинная галерея

        Старинной песни мир - коричневый, зелёный,
        Не только вечно молодой,
        Где соловьиных лип рокочущие кроны
        С безумной яростью качает царь лесной.

|О. Мандельштам|

  • Рассмотри картины. Какая из них наиболее созвучна балладе Ф. Шуберта?
  • Сравни язык трёх художественных произведений — литературного, музыкального и живописного. Какие средства выразительности каждого вида искусства создают единый драматически напряжённый образ?
  • Используя Интернет, создай собственную коллекцию картин к балладе «Лесной царь» Ф. Шуберта.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru