Учебник для 6 класса

МУЗЫКА

       

«Реквием»

Покой вечный дай им» — этими словами начинается древняя молитва. Первое её слово — покой — и есть перевод с латыни слова реквием. «Реквием» Вольфганга Амадея Моцарта (1756— 1791) — многочастное произведение для смешанного хора, солистов и оркестра. В основе его содержания молитвы, произносимые на латинском языке.

Это сочинение композитор начал писать по заказу графа Вальзегга в память о его умершей жене. Переговоры о создании произведения были окутаны тайной, так как заказчик не хотел называть своего имени. Моцарта преследовал образ незнакомца:

В.-А. Моцарт

        Мне день и ночь покоя не даёт
        Мой чёрный человек. За мною всюду
        Как тень он гонится...

Такими словами охарактеризовал смятение души композитора А. Пушкин в своей знаменитой маленькой трагедии «Моцарт и Сальери».

Музыка «Реквиема» не просто заупокойная месса. В ней композитор, измученный постоянными жизненными невзгодами, передал свои размышления о жизни и смерти, о душе и о Боге. Безвременная кончина не позволила Моцарту завершить работу над его последним сочинением, его лебединой песней. Ученик композитора Зюсмайер дописал заключительные части «Реквиема» и сделал намеченную Моцартом оркестровку произведения, благодаря чему это сочинение стало известно всему миру.

  • Послушай 1-ю часть «Реквиема» - «Requiem aeternam» («Покой вечный дай им»). Какими чувствами наполнена музыка? Как композитор воплотил в ней образ скорби, тоски, горестных воспоминаний, смирения?

  • Сравни музыку 1-й части со знакомой тебе музыкой 7-й части «Реквиема» - «Lacrimosa» («День, исполненный слёз») и 2 й части «Dies irae» («День гнева»), которая рисует картину конца света, Страшного суда Господня. Как музыкальный язык этих фрагментов и приёмы развития усиливают эмоциональное воздействие на слушателей?
  • Какие чувства испытываешь ты, слушая фрагменты из «Реквиема»? Какие образы возникают в твоём воображении?
  • Современна ли музыка «Реквиема» В.-А. Моцарта? Аргументируй своё мнение.
  • Сравни между собой темы разных частей «Рекви ема» Моцарта и «Stabat mater» Перголези. В чём их интонационно-образное единство?

полифония     тембры инструментов     голоса хора

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru