Учебник для 6 класса

МУЗЫКА

       

Инструментальный концерт

«Времена года»

        О Боге нам гласит времён круговращенье,
        О благости Его - исполненный Им год.
        Творец! Весна - Твоей любви изображенье...

|Дж. Томсон (перевод В. Жуковского)|

Антонио Вивальди (1678—1741) — скрипач-виртуоз, дирижёр и педагог, один из величайших композиторов XVII—XVIII вв. Он был создателем жанра инструментального концерта. Известно около 450 его концертов. Стиль барокко был характерен для эпохи, в которую жил и творил Вивальди. Драма в музыке, контраст между хором и солистом, голосами и инструментами поражали публику: насыщенность сменялась спокойствием, нежность — мощью, соло прерывалось оркестром.

А. Вивальди

В композициях концертов Вивальди чередовались сольЬые и оркестровые части. Принцип контраста определял трёхчастную форму концерта: 1-я часть — быстрая и энергичная, обычно без медленного вступления; 2-я — лирическая, певучая, более скромная по размерам; 3-я — финал, подвижный, блестящий.

Вершиной творчества Вивальди является цикл «Времена года», который объединил четыре концерта для солирующей скрипки и струнного оркестра. В них развитие музыкального образа основано на сопоставлении звучания скрипки соло и tutti оркестра — в переводе с итальянского означает все. В этих концертах музыка точно следует за образами стихотворных сонетов, которыми композитор раскрывает содержание каждого из концертов цикла: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Предполагается, что сонеты написаны самим композитором.

В XIX в. соединение музыки со словом, с определённым сюжетом стало основой так называемой программной музыки, даже программных симфоний.

контраст темпа     рефрен     эпизоды     форма

Цикл концертов «Времена года» — программное сочинение, в основе которого лежат, как уже говорилось, стихотворения (сонеты) самого композитора.

  • Прочитай переводы сонета Вивальди, который стал программой первого из концертов цикла - «Весна».

        Пришла весна,
        и весёлые птички приветствуют её своим пением,
        и ручейки бегут, журча.
        Небо покрывается тёмными тучами,
        молнии и гром
        тоже весну возвещают.
        И вновь возвращаются птички
        к своим сладостным песням.
        И все - на цветущей лужайке,
        под шелест дубрав
        спит пастушок
        с верной собакой рядом.
        Под звуки пастушьей волынки
        танцуют нимфы.

|Перевод М. Иванова-Борецкого|

      1. Весна грядёт! И радостною песней
        Полна природа. Солнце и тепло,
        Журчат ручьи. И праздничные вести
        Зефир разносит, точно волшебство.
        Как благовест, звучит небесный гром.
        Но быстро вдруг набегают бархатные тучи,
        Иссякает вихрь могучий,
        И щебет вновь плывёт в пространстве голубом.
      2. Цветов дыханье, шелест трав,
        Полна природа грёз.
        Спит пастушок, за день устав,
        И тявкает чуть слышно пёс.
      3. Пастушеской волынки звук
        Разносится гудящий над лугами,
        И нимф танцующих волшебный круг
        Весны расцвечен дивными лучами.

|Перевод В. Григорьева|

  • Послушай концерт «Весна». Какие чувства выражает эта музыка?
  • Какой из двух переводов, по твоему мнению, точнее и полнее раскрывает музыкальный образ концерта?
  • Как звучит главная мелодия 1-й части концерта? Как её можно назвать?
  • Вслушайся в пассажи скрипки и сопоставь их с записью мелодической линии. Что напоминает графика мелодии?
  • Что композитор изобразил в эпизодах? Как он средствами музыки передал пение птиц, журчание ручейков, «лёгкое дуновение зефира», вспышки молний?
  • В какой форме (рондо, вариации) написана 1-я часть концерта? Какую роль играют принцип контраста, изобразительные эпизоды?
  • Почему сегодня часто исполняется эта музыка, написанная три века назад?
  • Выполни задание в творческой тетради на с. 48-49.
  • Подготовь с одноклассниками минипроект на тему «Времена года в музыке, литературе, живописи».

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru