Из всех великих композиторов я наиболее
нежную любовь питаю к Моцарту.
|П. Чайковский|
Моцарт и Чайковский... Великие имена рядом. Их творения недосягаемо прекрасны и до конца непостижимы... Не одно столетие дарят они слушателям минуты высокой радости, счастливых озарений, необходимого очищения души. Удивительно родство творческих натур обоих художников.
Чайковский боготворил Моцарта. В его музыке он видел идеал совершенной красоты и гармонии:
«По временам мне казалось, что я живу в XVIII в. и что дальше Моцарта ничего не было... По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я люблю всё, ибо мы любим всё в человеке, которого мы любим действительно».
В.-А. Моцарт
П.И. Чайковский
В знак восхищения Моцартом Чайковский создаёт сочинения в жанрах, распространённых в XVIII в., иногда сознательно приближаясь к стилю Моцарта, иногда — используя темы его произведений.
Обратившись к жанрам оркестровой сюиты, струнного квартета, Чайковский воскрешает традиции ансамблевого музицирования. Для широкого круга любителей музыки предназначены и фортепианные пьесы из «Детского альбома», пронизанные общительными песенно-танцевальными мелодиями.
В дневнике Чайковского можно прочитать такие записи:
«Играл Моцарта и восхищался. Мысль о сюите из Моцарта... Мне кажется, что этой сюите, благодаря удачному выбору вещей и новости характера (старина в современной обработке), предстоит большая будущность...»
Подлинным памятником великому композитору стала оркестровая сюита № 4 («Моцартиана»), включающая четыре пьесы В.-А. Моцарта, инструментованные П. Чайковским.
Об этой музыке норвежский композитор Э. Григ написал:
«Русский композитор Чайковский с тонким умением и с большим тактом собрал часть... хоровых и фортепианных вещей Моцарта в одну оркестровую сюиту, облечённую в современную инструментовку... Против такой модернизации старинного мастера, модернизации, предпринимаемой для проявления чувства восхищения, возразить ничего нельзя».
Для кульминации «Моцартианы» Чайковский выбрал хоровую молитву Моцарта «Ave, verum». Она стала 3-й частью этого сочинения.
Послушай молитву Моцарта и 3-ю часть «Моцартианы» Чайковского. В чём проявляется родство музыки Моцарта и Чайковского?
К какому направлению музыкального искусства — классике или современности - относится трактовка Чайковским музыки Моцарта?
Почему мелодии классических произведений привлекают внимание современных интерпретаторов, джазовых и рок-музыкантов?
Найди в Интернете и послушай современные обработки произведений Моцарта.