Во II действии оперы А. Бородин рисует стан кочевников, создает блещущий буйными красками обобщенный портрет половцев. Композитор видит в половцах людей с другим укладом жизни. С особым мастерством он воспроизводит восточный колорит музыки, создает мелодии, расцвеченные причудливыми узорами, запоминающимися ритмами.
Тем самым композитор показывает не только воинственность, непримиримость половцев, но и своеобразие их характеров, зажигательный темперамент. Как и Глинка, Бородин, создавая контрастные образы русских людей и их недругов, с уважением относится к национальным культурам других народов.
Звучит завораживающая слух мелодия хора половецких девушек-невольниц.
Песня половецких девушек но контрасту сменяется воинственной пляской мужчин. Ее подхватывает хор половцев, славящий хана.
Спойте мелодию хора половецких девушек и послушайте его в записи. Какими чувствами наполнена эта музыка?
Какие интонационно-образные особенности придают музыке восточный колорит?
Сравните мелодии хора половецких девушек из оперы «Князь Игорь» с «Персидским хором» из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки «Ложится в поле мрак ночной...». Что их роднит?
Послушайте современную версию звучания хора половецких девушек «Улетай на крыльях ветра». В чем необычность звучания этого хора в современной обработке?
Послушайте «Половецкую пляску» с хором. Какой принцип показа образов использует в этой сцене композитор - повтор, контраст, вариационность? Почему?
Произнесите текст хора «Пойте песни славы хану!», соотнося ритм слов с услышанным музыкальным фрагментом. Какое выразительное значение при чтении приобретают паузы и интонации голоса?
Какими выразительными средствами пользуется А. Бородин, чтобы передать такие качества половцев, как сила, мощь, порывистость, напористость, воинственность?
Спойте знакомую вам мелодию из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки. Какие общие черты есть в темах-характеристиках половцев из «Князя Игоря» и поляков из «Ивана Сусанина»?