|
|
Учебник для 7 класса МУЗЫКАСимфония № 103 («С тремоло литавр») Й. ГайднаЙозеф Гайдн (1732—1809) — великий австрийский композитор. Он оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Моцарт, его друг и младший современник, писал: «Никто не в состоянии делать все: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».
Й. Гайдн
Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства. Картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда составляют содержание его произведений. Многие мелодии, сочиненные Гайдном, становились народными и распевались теми, кто даже не знал имени их создателя. Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке - жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором. Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна — симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната. Именно у Гайдна симфония достигла совершенной формы. Результатом его путешествия в Лондон стали двенадцать знаменитых лондонских симфоний, которые являются вершиной симфонизма. Не случайно их стали называть классическими. Гайдн увеличил состав симфониче-ского оркестра, с большой изобретательностью и остроумием используя различные инструменты. Одна из лондонских симфоний — Симфония № 103 («С тремоло литавр») — получила свое название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло (от итал. tremolo — дрожащий) литавр. Именно при Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться как универсальная циклическая форма, которой доступно художественное воплощение любых драматических столкновений. Развитие музыки от 1-й части симфонии до ее финала (4-й части) основано на контрастных сопоставлениях, внутренней взаимосвязи и спаянности различных музыкальных образов.
|
|
|