Учебник для 7 класса

МУЗЫКА

       

Симфония № 103 («С тремоло литавр») Й. Гайдна

Йозеф Гайдн (1732—1809) — великий австрийский композитор. Он оставил множество произведений почти во всех музыкальных жанрах и формах, существовавших в его время. Моцарт, его друг и младший современник, писал: «Никто не в состоянии делать все: и балагурить, и потрясать, вызывать смех и глубоко трогать, и все одинаково хорошо, как это умеет Гайдн».

Й. Гайдн

Музыкальные образы его сочинений навеяны жизнью и бытом австрийского крестьянства. Картины мирной счастливой жизни, танцы и хороводы, природа, радости крестьянского труда составляют содержание его произведений. Многие мелодии, сочиненные Гайдном, становились народными и распевались теми, кто даже не знал имени их создателя. Оптимистическое отношение к жизни отразилось в его музыке - жизнерадостной, пронизанной сияющей улыбкой и народным юмором. Основное историческое и художественное значение приобрела инструментальная музыка Гайдна — симфоническая и камерная, а также оратории «Сотворение мира» и «Времена года». С творчеством композитора связан расцвет таких жанров, как симфония, струнный квартет, клавирная соната.

Именно у Гайдна симфония достигла совершенной формы. Результатом его путешествия в Лондон стали двенадцать знаменитых лондонских симфоний, которые являются вершиной симфонизма. Не случайно их стали называть классическими. Гайдн увеличил состав симфониче-ского оркестра, с большой изобретательностью и остроумием используя различные инструменты.

Одна из лондонских симфоний — Симфония № 103 («С тремоло литавр») — получила свое название от первого такта медленного вступления, в котором звучит тремоло (от итал. tremolo — дрожащий) литавр.

Именно при Гайдне и Моцарте симфония стала трактоваться как универсальная циклическая форма, которой доступно художественное воплощение любых драматических столкновений. Развитие музыки от 1-й части симфонии до ее финала (4-й части) основано на контрастных сопоставлениях, внутренней взаимосвязи и спаянности различных музыкальных образов.

  • Спойте мелодию вступления, послушайте начало симфонии в записи. Вчем особенность вступления? Какие инструменты его исполняют?

  • Спойте мелодию вступления, послушайте начало симфонии в записи. В чем особенность вступления? Какие инструменты его исполняют?

  • Послушайте 1-ю часть Симфонии. Как соотносятся между собой темы вступления, главной и побочной партий? Какие чувства вызывает у вас контрастное сопоставление вступления и двух тем сонатного аллегро?
  • В каких частях сонатной формы вы услышали отдельные интонации темы вступления или всю тему целиком - в экспозиции, разработке, репризе, коде? Какую роль играет контраст в драматургическом развитии 1-й части?
  • Послушайте финал Симфонии. Каким предстает перед нами композитор? Можно ли предположить, что музыку, полную такой жизненной энергии и радости, Гайдн сочинил в 62 года?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru