«Плач Ярославны», характеризующий главную героиню, — центральный эпизод балета. Использование интонаций плача, причитания в русской народной музыке имеет давние традиции. Плачи исполнялись во время проводов в армию, на похоронах и свадебных церемониях.
Финальная сцена балета называется «Молитва». Этот хоровой эпизод звучит не более одной минуты, но именно он определяет основную идею балета.
Послушайте музыку «Плача Ярославны». Какое эмоциональное состояние героини передаёт эта музыка?
Какие музыкальные инструменты «поют» плач? Почему композитор подчёркивает именно песенное начало плача?
Какой изобразительный элемент, знакомый вам по другим фрагментам балета, композитор повторяет в сцене плача? Почему?
Сравните «Плач Ярославны» из оперы «Князь Игорь» с темой вступления к балету. Что общего между этими двумя фрагментами? (См. с. 24.)
Вспомните, в каких произведениях композиторов-классиков вы встречались с интонациями плача, жалобы, скорби, тоски.
С каким эпизодом из оперы «Князь Игорь» А. Бородина перекликается «Плач Ярославны» из балета Б. Тищенко?
Сопоставьте мелодии «Плача Ярославны» из балета, вступление к «Плачу Ярославны» из оперы с плачами-причитаниями разных народов. Найдите в них интонационное и ритмическое сходство и то, чем они отличаются друг от друга.
Ярославна - Т. Статкун, Владимир - А. Евдокимов
Необузданной, дикой силе кочевников противопоставлена несокрушимая сила духа древних русичей.
Спойте мелодию хора «Молитва» и послушайте его в записи. С какими фрагментами балета перекликается эта музыка?
Какое эмоциональное состояние передаёт звучание хора в «Молитве»?
Почему композитор в финале балета обращается к жанру молитвы? В чём современность звучания этой музыки?
Вспомните известные вам примеры хоровых произведений, написанных в жанре молитвы. Что роднит их с «Молитвой» из балета «Ярославна»?
Спойте песни Б. Окуджавы «Молитва» и Е. Крылатова «Будь со мною». Какие особенности жанра молитвы вы можете в них выделить?