Учебник для 8 класса

МУЗЫКА

       

Симфония № 5 П. Чайковского

В Подмосковье, в имении Фроловском, среди полного одиночества, в окружении родной природы возник у Петра Ильича Чайковского (1840—1893) замысел его новой симфонии — Симфонии № 5.

В годы, предшествующие созданию этого произведения, в дневнике композитора появилась запись: «Жизнь проходит, идёт к концу, — а я ни до чего не додумался... Так ли я живу, справедливо ли поступаю?» Мучившие Чайковского вопросы бытия находят выход в крупных симфонических произведениях, которые он рассматривал как «музыкальную исповедь души, на которой многое накипело и которая изливается посредством звуков, подобно тому как лирический поэт высказывается стихами».

Для своей симфонии композитор выбрал близкую ему тему — борьбу человека с мрачными силами, стоящими на пути к счастью. Эту тему воплощали в своих сочинениях и другие композиторы, например Л. Бетховен — в Симфонии № 5, К. Орф — в кантате «Кармина Бурана».

П. И. Чайковский

В Симфонии № 5 П. Чайковского четыре части. В ней переплетаются трагические раздумья о смысле жизни, поэтическое восприятие природы, погружение в атмосферу быта того времени. Композитор ведёт слушателей от одного образа или настроения к другому, следуя при этом логике симфонического развития мысли.

Одним из приёмов драматургического развития Симфонии является повтор: один навязчивый образ — образ рока, судьбы, фортуны (тема вступления 1-й части) появляется в том или ином виде в каждой из частей. Лишь в финале (4-й части) эта тема преображается в ликующий марш, олицетворяя победу светлого начала над силами тьмы.

П. И. Чайковский перед домом во Фроловском

1-я часть написана в форме сонатного аллегро. Она открывается зловещетрагической темой вступления. «Полнейшее преклонение перед судьбой» — так определил композитор её смысл. Тема главной партии в экспозиции раскрывает стремление героя симфонии вырваться из оков рока. В побочной партии (после долгих поисков нужного образа — призыв, вопрос, мольба) появляется светлая тема в вальсовом ритме. В разработке постоянно чередуются два типа развёртывания мысли — краткий разбег и прерывистое движение. Длительный подъём и нарастание звучности приводит к динамическому взрыву — fff. Реприза завершается угасанием звучности, словно подчёркивая мысль о бесцельности сопротивления судьбе.

  • Послушайте 1-ю часть Симфонии в записи. Запишите в творческой тетради свои впечатления о каждом музыкальном образе-теме, определив их характер, жанровую принадлежность, особенности музыкального языка.
  • К каким разделам 1-й части Симфонии подходят следующие характеристики: сосредоточенная тягостная мысль, робкий трепетный бег, отсутствие равновесия и спокойствия, скрещивание и борьба основных тем-мыслей, длительный подъём, нарастание, взрыв?
  • Послушайте фрагменты других частей Симфонии. Каким образом вы распределили бы эти темы между 2, 3 и 4-й частями? Если бы вы были композитором, то к какому завершению Симфонии привели бы музыкальное развитие? Аргументируйте своё мнение.
  • Сравните окончания финалов двух симфоний — Симфонии № 5 Бетховена и Симфонии № 5 Чайковского. В чём сходство (или различие) в выражении композиторами идеи своих сочинений?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru