Учебник для 8 класса

МУЗЫКА

       

В концертном зале. Симфония № 7 («Ленинградская») Д. Шостаковича

Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906—1975) — выдающийся русский композитор XX в. На протяжении XX столетия дважды разыгрывались страшные трагедии — мировые войны. Трагические образы музыки Шостаковича связаны с потрясениями времени, борьбой и страданиями человека. И в то же время его произведения проникнуты верой в победу добра и справедливости.

Шостакович начал писать музыку с девяти лет. Его первым сочинением, которое услышали родные и близкие, стала пьеса «Солдат». Шёл 1915 год. Колонны солдат двигались по улицам Петрограда, отправляясь на фронты Первой мировой войны. Дима Шостакович не мог не высказаться о том, что волновало его самого и окружающих.

Д. Д. Шостакович

Много позже, в 1941 г., Шостакович откликнулся на страшные события Второй мировой войны Симфонией № 7, посвящённой блокадному Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом. «Седьмая симфония — это поэма о нашей борьбе, о нашей грядущей победе», — писал Шостакович.

Потрясающим фактом в судьбе Симфонии было то, что в августе 1942 г. ленинградцы нашли в себе силы исполнить её в осаждённом городе.

В оркестре Радиокомитета осталось всего пятнадцать человек, а нужно было не менее ста! Тогда созвали всех бывших в городе музыкантов и ещё тех, кто играл в армейских и флотских фронтовых оркестрах под Ленинградом. 9 августа, в тот самый день, когда по планам гитлеровского командования фашистские войска должны были победоносно войти в Ленинград, Симфонию сыграли в зале Филармонии. Дирижировал Карл Ильич Элиасберг.

  • Спойте тему «Ленинградской» симфонии по нотам, а затем послушайте её в записи. Какое название можно дать этой теме?

  • Какие особенности музыки создают ощущение настороженности, тревожного ожидания? Какую роль играет мерный рокот походного барабана, несмолкающая барабанная дробь? жёсткие гармонии? пронзительный тембр флейты-пикколо? С чем можно сравнить сухую, отрывистую мелодию этой темы? Как она развивается? Как меняется звучание оркестра?
  • Как вы думаете, это первая тема в Симфонии или ей что-то должно предшествовать?
  • Найдите в Интернете информацию о музее «А музы не молчали...» Где он расположен? Чьё имя носит музей?
  • Расскажите одноклассникам о главной идее экспозиции.

По словам самого Шостаковича, 1-я часть Симфонии №7 представляется грандиозной симфонической поэмой, которая рассказывает «о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная сила — война... Экспозиция 1-й части повествует о жизни людей, уверенных в себе и своём будущем. Это простая мирная жизнь, какой до войны жили тысячи ленинградских ополченцев, весь город, вся наша страна... Через весь средний эпизод проходит тема войны...»

  • Спойте по нотной записи три мелодии —три темы 1-й части. Подумайте, как композитор выстраивает одну за другой темы симфонии.
  • Определите, с какой темы начинается эта Симфония, и проверьте, совпадает ли ваше представление с замыслом автора.

  • Послушайте первую тему 1-й части Симфонии №7. Продирижируйте этой музыкой. Что вы можете сказать о герое Симфонии?
  • Какими средствами композитор достигает впечатления мужественной, уверенной поступи человека? Какие мелодические особенности этой темы вы можете отметить: она плавная, поступенная или размашистая, скачкообразная? Что вносит в характер звучания этой темы появление минора?
  • Послушайте вторую тему 1-й части Симфонии и продирижируйте ею. Как композитор передаёт ощущение «звучащей тишины»?
  • Послушайте завершение 1-й части Симфонии №7, начиная с темы нашествия. Как можно назвать тему, появляющуюся после «нашествия», а как — заключительный эпизод?
  • Спойте песни о войне. Составьте исполнительский план песен, подчёркивая особенности развития их образов.
  • Разработайте сценарий вечера, посвящённого песням о войне, для ветеранов вашего района и проведите его.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru