Вспомните, какая жизненная ситуация побудила великого немецкого композитора XIX в. Людвига ван Бетховена (1770—1827) написать своим братьям письмо, известное современным любителям музыки как «Гейлигенштадтское завещание»?
Прочитайте фрагменты из «Гейлигенштадтского завещания» Бетховена. К сохранению каких нравственных ценностей призывает людей композитор, испытавший отчаяние и победивший его?
«.. .Мне казалось невозможным покинуть мир, прежде чем я выполню всё, к чему чувствовал себя призванным...
О, Божество, ты с высоты проникаешь вглубь моего существа, ты знаешь..., что в нём живут любовь к людям и желание делать добро...
Вы, братья мои,... живите в согласии и помогайте друг другу... Внушайте вашим детям добродетель... Не деньги — она одна может дать счастье...
Благодарю всех моих друзей... Прощайте и не забывайте меня совсем после моей смерти. Я заслужил это от вас, ибо при моей жизни часто думал о вас, думал, как бы сделать вас счастливыми. Будьте же счастливы!..»
Нотный автограф Л. ван Бетховена
Послушайте фрагменты известных сочинений Бетховена. Какие из них, на ваш взгляд, дают современным слушателям заряд активности, оптимизма, веры в человеческие силы перед лицом трудностей, невзгод, испытаний?
Каким смыслом наделены слова немецкого поэта Ф. Шиллера «Обнимитесь, миллионы! Слейтесь в радости одной!» из «Оды к радости», положенной в основу финала Девятой симфонии Бетховена? Почему эта тема Бетховена стала музыкальным символом Евросоюза и Интервидения?
Р. Щедрин
С музыкой Родиона Константиновича Щедрина (р. 1932) вы познакомились на примере оригинальной интерпретации оперы «Кармен» Ж. Бизе — балета «Кармен-сюита», созданного для великой русской балерины Майи Плисецкой (1925—2015), и «Фресок Дионисия». Среди сочинений композитора — балеты, оперы, камерные и симфонические произведения. Во многих из них Щедрин современным языком словно ведёт диалог с прошлым. В своём творчестве он обращается к Бетховену дважды, сочиняет «Прелюдию к Девятой симфонии Бетховена» для симфонического оркестра (1999) и симфонический фрагмент «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» (2008). Последнее было заказано композитору Нюрнбергской филармонией как вступление к Третьей «Героической» симфонии Бетховена.
С великим классиком у Щедрина особая связь: во-первых, день рождения у обоих 16 декабря, во-вторых, по линии учителей композитора можно назвать прапрапраучеником Бетховена.
Московский международный Дом музыки
Послушайте «Гейлигенштадтское завещание Бетховена» Р. Щедрина. Почему композитор обратился к личности Бетховена в этом сочинении? Какие черты стиля Бетховена подчёркивает Щедрин?
Какой принцип драматургического развития образов положен в основу сочинения Щедрина? Цитирует ли композитор подлинные бетховенские мелодии или применяет другие приёмы высказывания?
Как вы понимаете смысл слов Р. Щедрина: «В искусстве надо идти своим собственным путём. Он может быть и коротким, и длинным, и широким, и узким, но он должен быть своим... Музыка, написанная сегодня, должна, как и прежде, затронуть слушателя. Захватить его, увлечь, запасть в душу и в сердце».
Разучите и спойте песню «Дорога без конца» С. Баневича из кинофильма «Никколо Паганини». Какова главная идея песни?
Сформулируйте, что завещают Бетховен и Щедрин людям будущего.