Учебник МХК для 10 класса

Мировая художественная культура

       

Тема 6. Расцвет художественных школ Владимиро-Суздальской и Псковской земель

    Художественное творчество в течение многих веков служило
    на Руси воплощением едва ли не лучших сил нации.

    /М.В. Алпатов/

    Сущность той жизненной правды, которая противополагается
    древнерусским религиозным искусством образу звериному,
    находит себе исчерпывающее выражение... в древнерусском храме.

    /Е.Н. Трубецкой/

«... Навел Он (Бог) на нас народ немилостивый, народ лютый, народ, не щадящий красоты юношей, немощи старцев, младости детей, воздвигли мы на себя ярость Бога нашего, разрушены божественные церкви, осквернены священные сосуды, потоптана святыня, святители преданы мечу, тела монашеские брошены птицам, кровь отцов и братьев наших обильно напоила землю. Исчезло мужество князей и воевод наших; храбрецы наши, исполненные страха, обратились в бегство. Села поросли сорною травой; смирилось величие наше, погибла красота наша», — писал владимирский епископ Серапион. Горестно звучат его слова. Но прав владыка: на многие годы словно застыла Русская земля в изумлении перед нежданными бедами, обрушившимися на некогда цветущие края. Еще в XII в. княжеские междоусобицы подточили единое древо государства.

Древнерусские города, большие и малые, стремились крепить свою самостоятельность, сильную княжескую власть, не ведая о той беде, что стоит совсем близко, — ордынское нашествие, голод, разруха, культурное запустение. В Пскове, Ярославле, Ростове Великом, Рязани, Владимире, Вологде и многих других русских городах было немало первоклассных мастеров — архитекторов, иконописцев, рас-певщиком, резчиком по дереву и камню, мастериц шиться, ювелиров. По всей Древней Руси из народной среды выдвинулись художники, которые с уважением относились к традициям высокого киевского искусства, однако привносили в свои творения живой опыт, отражающий вкусы и потребности местного характера. Родились эти самобытные школы еще в искусстве домонгольского периода. Одна из таких школ появилась на труднодоступной окраине Киевской Руси, лежащей в междуречью Волги и Оки, в летописях называвшейся Залесской, Ростово-Суздальской, а с середины XII в. — Владимиро-Суздальским княжеством. Крупными городами княжества были Ростов Великий, Суздаль, Ярославль, Дмитров, Юрьев-Польский, Москва.

Начало монументального строительства во владимиро-суздальских пределах было положено еще Владимиром Мономахом, стремившимся укрепить северо-восточные границы своего государства. Облик отстроенных молодых городов был прекрасен: возводили здесь большие (в духе киевских традиций) белокаменные храмы, некоторые из них стоят и сегодня. Среди них знаменитый собор Спаса-Преображения в Переяславле-Залесском (был заложен в 1152 г.). В технике его кладки ощутимо влияние киевского зодчества. Почти квадратный в плане мощный четырехстопный великан увенчан одной столь же мощной главой. Гордое величие собора говорит о том, что киевские идеалы государственности, освященной небесным покровительством, получили достойное развитие в культуре Русских земель. Правда, образы храмов стали иными.

Монументальные соборы домонгольской эпохи служили на Руси символом объединения под сластью сильнейшего. Храмы-богатыри! В них исчезла ликующая киевская красота. В суровые времена междоусобных войн врастали одноглавые твердыни своими толстыми стенами в землю, политую кровью. Между ними протянулась незримая нить — духовная общность, православная вера, которая помогла русскому народу вынести все испытания.

Художественное наследие России

Зодчество и иконопись Восточной Руси

Собор Спаса-Преображения в Переяславле-Залесском. 1152.

 

Успенский собор во Владимире. 1158—1161.

Храм Покрова Богородицы на Нерли. 1165.

 

Дмитриевский собор во Владимире. 1194—1197.

Св. Дмитрий Солунский на троне. Икона. XII в.

 

Апостол Павел. Фреска Дмитриевского собора. XII в.

Апостол Симон. Фреска Дмитриевского собора. XII в.

 

Неизвестный святой. Фреска Дмитриевского собора. XII в.

Поэтический комментарий нашего современника

        Белые церкви исполнены кротости,
        Ими доднесь освящается свет.
        Радость моя, что кручинишься попусту?
        Белым церквам нынче тысяча лет.

        Выжили вы, бессловесные зрители,
        Бури прошли, расточились врази.
        Сколько всего за века перевидели
        Белые церкви, осколки Руси?

        Белые церкви плывут в бесконечности,
        О, кладенцы неземной чистоты!
        Непокоренные граждане вечности,
        Белые церкви, святые кресты.

        Вас не касаются запахи тленные,
        Этот октябрьский отчаянный пир.
        Белые церкви — твердыни Вселенныя,
        Не устоите — развалится мир.

        /Иеромонах Роман/

Но вернемся на Владимиро-Суздальскую землю. Ранний расцвет искусства этого княжества связан с правлением Андрея Боголюбско-го. Князь избрал столицей город Владимир, построенный на высоком берегу реки Клязьмы. В 1158—1164 гг. он был обнесен могучими валами с деревянными стенами и двумя каменными проездными башнями, которые назвали Золотыми и Серебряными воротами. Золотые ворота, увенчанные красивой надвратной церковью, стоят и сейчас. Они давно утратили свое оборонительное значение и воспринимаются как триумфальная арка.

Одной из самых прекрасных построек XII в. по праву считается владимирский Успенский собор (1158—1161). С него начинается развитие самобытных традиций в художественной культуре Владимира. В облике собора воплотилась традиционная идея божественного величия княжеской власти. Успенский храм словно утверждал главенство Владимира в политической, церковной и культурной жизни Древней Руси. Его мощное строгое пятиглавие стало образцом древнего русского зодчества на многие столетия.

У каждого народа есть особые художественные ценности, перед которыми время действительно оказалось бессильным. Символом красоты и духовной чистоты в искусстве Древней Руси по праву считается белокаменный шедевр, сотворенный владимирскими мастерами XII в., — храм Покрова Богородицы на Нерли (1165)*.


* Праздник Покрова был установлен в середине XII в. по настоянию князя Андрея Боголюбского. Князь добивался объединения Руси под властью Владимира, используя для этих целей культ Богородицы — покровительницы Руси.


Первоначальная композиция церкви была более сложной, нежели та, что сохранилась до наших дней. Храм был замыслен как праздничный монумент на месте, где Нерль впадает в Клязьму. Здесь были своеобразные «ворота» княжеской резиденции, мимо которых шли все корабли. Однако место, избранное для постройки, оказалось топким, пойменным. Строителям пришлось насыпать искусственный холм, который затем был облицован каменными плитами. На нем и поставили храм. С трех сторон здание окружала галерея, от которой сохранился только фундамент.

Удачно найденная гармония пропорций позволила владимирским зодчим возвести величавый, но вместе с тем удивительно легкий и изящный храм. Скульптурные украшения фасадов многозначны по смыслу и загадочны. Как уже отмечалось выше, здесь изображен библейский царь Давид-псалмопевец, пророк. Он восседает на троне, придерживая одной рукой псалтирь (старинный инструмент). Можно предположить, что Давид воспевает светлые гимны Богородице, прославляет высокий духовный подвиг наших предков, вдохнувших жизнь в эти некогда пустынные места, воздвигнувших непревзойденный по красоте храм. Некоторые исследователи считают, что через образ Давида-псалмопевца неизвестные зодчие выразили идею небесного благословения деяниям Андрея Боголюбского, сказали «каменное слово в похвалу князю».

Мотив прославления княжеского могущества — не редкость во владимирской архитектуре домонгольского периода. Таков Дмитриевский собор, построенный в память Дмитрия Солунского (1194—1197)*. На первый взгляд храм относится к обычному типу одноглавых четырех-столпных храмов, однако можно заметить, что владимирские мастера не торопились строго следовать привычным схемам. Монументальность? Она сохраняется, но становится совершенно иной благодаря рельефным украшениям.


* Дмитрий Солунский умер мученической смертью, защищая русских князей Бориса и Глеба. Он считался святым небесным покровителем князя Всеволода III, который и приказал возвести храм.


Скульптурные дополнения, словно кружево, покрывают поверхность храмовых стен. Перед нами сказочная фантазия, где переплелись самые разные образы. Здесь и святые всадники, и исторический герой, полководец Александр Македонский, и мудрый библейский царь Соломон, и властный князь Всеволод III. Рядом очеловеченные львы, деревья с пышной листвой. Рельефы придают храму праздничную торжественность и одновременно поэтичность. Христианская идея о единстве всего сущего здесь воплощена сквозь призму красочных народных представлений о победе добра, света и красоты.

О степени мастерства живописцев Владимиро-Суздальского княжества можно судить по тем великолепным иконам XII — начала XIV в., что сохранились в наших музеях. Правда, их немного. Но и то, что удалось найти, является уникальным «документом», подтверждающим исторические знания об устойчивости художественных традиций древнерусских мастеров, сохраненных даже под тяжестью междоусобиц и ордынского ига.

Икона «Богоматерь Оранта — Великая Панагия» (из Спаса-Преображенского монастыря в Ярославле) создана на рубеже XII—XIII вв. Ее образ перекликается с монументальной мозаикой из собора Святой Софии в Киеве. Вспомним: Богоматерь Оранта простерла руки к Христу Пантократору, молясь за род людской. Однако во владимирской иконе сделан несколько иной смысловой акцент: Богородица простирает покров над молящимися, беря их под свою защиту.

Ни в Киеве, ни тем более в Византии таких композиций не было. Она родилась благодаря усилению национальных традиций в русской религиозной жизни и искусстве.

В годы всенародного бедствия люди молились не только Богоматери-заступнице, но и небесным воинам — архангелу Михаилу, великому мученику Дмитрию Солунскому. Сохранившаяся икона «Дмитрий Солунский» из Успенского собора города Дмитрова свидетельствует о неувядающем мастерстве иконописцев. О чем говорит нам икона? В ней запечатлен удивительный образ, соединивший черты небесного воина с воином земным — великим князем владимирским Всеволодом III. Князь же, как известно из истории, был страстным поборником собирания русских земель. Его святой небесный покровитель изображен за княжеским столом, означавшим в те времена общерусское единство. На коленях святого покоится меч — символ власти, силы, защиты обиженных и униженных.

Меч... В эпоху распрей, бедствий и войн он часто присутствует в иконописи. На иконе XIII в. из Успенского собора Московского Кремля архангел Михаил высоко вознес меч над головой. Какое яркое свидетельство торжества идей освобождения и объединения русского народа, воплощенное характерным для иконописи символическим языком!

Расцвет самобытности начинается в псковском зодчестве с отделением Новгорода. В 1311 г. в трех километрах от Пскова на реке Великой была возведена церковь Рождества Богородицы Снетогорского монастыря. Это было первое каменное сооружение, построенное после нашествия ордынцев. Храм представляет собой почти точную копию Спаса-Преображенского собора Мирожского монастыря (середина XII в.). Вероятно, псковские мастера считали мирожский храм своей стариной и стремились укрепить преемственность местных традиций. Стройность, подчеркнутая асимметрия формы, орнаментальность делают старинные храмы псковской земли необычайно живописными.

Художественное наследие России

Зодчество и иконопись Пскова

Вид на Псковский Кремль.

 

Вид на башни и стены Псково-Печерского монастыря.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. 1310.

 

Спаса-Преображенский собор Мирожского монастыря. 1137—1156.

Церковь Василия на Горке. XV в.

 

Фрески Спаса-Преображенского собора. Вт. половина XII в.

Фрагменты росписи со Спасителем на куполе Спаса-Преображеского собора. Вт. половина XII в.

 

«Сошествие в ад». Икона. XIV в.

Собор Богоматери. Икона. XIV в.

 

Избранные святые: Параскева Пятница, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий. Икона. XV в.

В XIV—XV вв. псковичи гораздо чаще вынуждены были строить оборонительные сооружения, нежели храмы или гражданские здания. Укрепляя свои рубежи, они возвели мощную крепость Изборск (1330, постройки XV в.). Огромное суровое строение с толстыми стенами и башнями поражает своим грозным величием. Укреплялся и сам Псков — к XVI в. старые деревянные крепостные стены были заменены каменными. Их общая протяженность составила около девяти километров.

Псковские иконописцы по-своему, по-особому трактовали традиционные сюжеты. Их творения отличаются экспрессией, беспокойной «подвижностью» образов. Обратим внимание на известную псковскую икону XIV в. «Собор Богородицы». Фоном иконы служит не сияющее золото, привычное для новгородских писем, а темно-зеленый цвет. В центре на розовом троне восседает Богоматерь. Наверху видны фигуры ангелов, у которых нет крыльев. В нижней части мастер изобразил «Аллегорию пустыни». Напряженное сочетание линий и красок, своеобразие в трактовке иконописного сюжета придают иконе напряженный драматизм. Не миновали псковские иконописцы влияния чисто народных представлений о райской красоте. Ее стихийная красочность ожила в иконе «Огненное восхождение Ильи».

Итак, с течением столетий талантливые мастера из разных земель Древней Руси научились выражать духовные идеалы русского человека. Становление самобытных художественных традиций в искусстве древнерусских княжеств свидетельствовало о наступлении периода зрелости национальной художественной культуры. Постепенно складывается общерусский художественный стиль в местных художественных школах, расцвести ему суждено будет в творениях мастеров, работавших на московских просторах.

Главное же заключается в том, что храмы и храмовое искусство помогло русским людям выстоять в глухую годину бедствий, сохранить православную веру, донести до потомков выстраданные в течение столетий христианские представления о нераздельности добра, любви и красоты.

Вопросы и задания

  1. О художественной культуре древнерусских княжеств периода ордынского ига известно не много. Какие памятники искусства, созданные в это время, сохранились? Как относился русский народ к ордынцам?
  2. Расскажите о том, как строили храм Покрова на Нерли. Кому посвящен этот храм? Как украшены его стены? Когда был установлен праздник Покрова Богородицы? Что означают символика этого праздника и его икона?
  3. Расскажите о памятниках древнего Владимира, Суздаля, Пскова.
  4. Почему православные храмы следует считать хранителями Русской земли и русской культуры?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru