Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

23.3. Сюрреализм С. Дали

Сюрреализм (фр. surrealisme — сверхреальность) официально возник в 1924 г., когда французский поэт Андре Бретон (1898—1966) издал «Манифест сюрреализма». В нём были изложены основные принципы нового направления в искусстве:

    «Чистый психологический автоматизм, имеющий целью выразить... реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне всяких каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений. Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность определённых ассоциативных форм, которыми до него пренебрегали, на вере в могущество грёз, в бескорыстную игру мысли. Он стремится бесповоротно разрушить все иные психологические механизмы и занять их место при разрешении главных проблем жизни».

В своём стремлении разрушать любые стереотипы и общепринятые ценности сюрреалисты опирались на ряд популярных философских теорий. Так, многое ими было заимствовано из учения о бессознательном австрийского врача и психолога Зигмунда Фрейда (1856—1939). Вот почему в их творчестве особое значение приобретали фантазии, грёзы, сновидения и воспоминания. Именно в них они черпали художественные образы-сим-волы. На вооружение была взята и теория французского философа Анри Бергсона (1859—1941), в которой особая роль отводилась интуиции, создающей, по их мнению, «сверхреальность».

Но не следует считать, что произведения сюрреалистов представляли собой лишь результат расстроенного и больного воображения. В них удивительным образом реальность сочеталась с иррациональным, случайным и фантастическим. Главная идея сюрреализма объяснялась фразой: «Прекрасно, как случайная встреча на анатомическом столе зонтика и швейной машинки». Приём «сопоставления несопоставимого» позволял объединять разнородные элементы и предметы реального мира в единое целое. Художники нередко видоизменяли природные свойства вещей: твёрдое оказывалось жидким, текущим, мягкое — окаменевшим, предметы мёртвой природы неожиданно представали в виде живой натуры. В одном изобразительном объекте могли легко угадываться другие. Парадоксы, ирония, гротеск широко использовались в арсенале сюрреализма.

Считают, что сюрреализм возник под влиянием другого художественного направления в искусстве начала XX в. — дадаизма, основанного на последовательном разрушении какой бы то ни было эстетики. Мир, раздираемый противоречиями Первой мировой войны, предстал в творчестве дадаистов (М. Дюшана, Ф. Пикабиа, X. Арпа) как нечто абсурдное, не имеющее смысла и не поддающееся логическому объяснению.

Именно эти качества были унаследованы представителями сюрреалистического искусства: М. Эрнстом, И. Танги и Р. Магриттом. Они дразнили и провоцировали сознание зрителей, выдвигая на первый план случайные психические ассоциации. Названия картин одного из самых ярких представителей сюрреализма испанского художника Сальвадора Дали (1904—1989) говорили сами за себя: «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения», «Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепиано», «Предчувствие гражданской войны в Испании, мягкая конструкция с варёными бобами», «Остатки авто, дающие повод для рождения слепой лошади, убивающей телефон», «Горящая жирафа», «Дождящее такси».

М. Эрнст. Эдип-царь. 1922 г. Частное собрание, Париж

Публика неистовствовала, недоумевала, но при этом продолжала разгадывать интеллектуальные ребусы С. Дали. Впрочем, и сам художник далеко не всегда мог толком объяснить смысл своих картин:

    «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в этот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа».

Действительно, во многих своих произведениях Дали сопоставляет и соединяет образы отдалённых реальностей. Приём наложения образов друг на друга всё же позволял угадывать их естественные очертания (расплавившиеся часы, рояль, спадающий, как драпировка, телефонный аппарат со слуховой трубкой в виде лангуста, диван-губы). Предметы реального мира утрируются, нарочито превращаются в сверхреальность, не поддаются расшифровке и объяснению. Нередко художник использует приём «исчезающих образов», когда форма «растворяется, исчезает» в пространстве, а иногда словно «просвечивает» через другую («Невидимый человек», «Испания», «Прозрачное лицо и блюдо с фруктами на берегу»).

Р. Магритт. Терапевт. 1937 г. Королевские музеи изящных искусств, Брюссель

В одной из самых известных картин «Постоянство памяти» на пустынном, словно вымершем фоне представлено странное существо, напоминающее останки какого-то морского животного.

В нём одновременно можно рассмотреть черты лица человека и улитку без раковины. Мы видим мягкие, словно расплавленные циферблаты часов, одни свисающие с голой ветки оливы и другие — ниже с плиты. Вокруг часов — вечный покой неба, гор и моря — символы вечности бытия. Они наводят на мысли о бренности человеческой жизни, текучести и монотонности времени. Мягкие часы воспринимаются как символ остановившегося времени. Иссохшее дерево красноречиво напоминает о традиционном образе умирания. Человек изобрёл механические приборы для измерения времени, но его сущности так и не постиг. Муравьи, ползающие по крышке часов, напоминают о бесконечной житейской суете, о людском муравейнике, о ничтожности сиюминутных устремлений на фоне вечного бытия. Да, в этой жизни нарушен привычный, естественный порядок вещей, а потому время остановилось навсегда, «порвалась цепь времён»...

С. Дали. Постоянство памяти. 1931 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

С сюрреализмом связаны самые смелые творческие поиски и находки Сальвадора Дали. Он не раз заявлял: «Сюрреализм — это Я!» Известно, что к группе известных сюрреалистов Дали примкнул не сразу, лишь в 1929 г. Очень скоро он стал в их среде «своим» и наиболее интересным художником этого направления. Всего через пять лет будет решаться вопрос о его исключении из группы сюрреалистов «за измену идеям движения». Но, по сути, никакой «измены» не было, просто в искусстве Дали шёл своим путём.

Одна из первых сюрреалистических картин художника «Озарённые наслаждения» явилась его программным документом. Основу композиции составляют три объёмных экрана, напоминающие телевизионные. Расположенные в разных плоскостях на фоне пустынного пейзажа и бескрайнего голубого неба, они увлекают зрителей из реального пространства в мир причудливых сновидений. На экранах запечатлены кадры, содержание которых вызывает множество недоумённых вопросов. На экране слева представлены элементы архитектурного сооружения, на фоне которого хорошо различим яйцеобразный булыжник (или деформированное яйцо с желтком, напоминающим яблоко или клубок ниток). Мужчина в шляпе протягивает к нему руку. На центральном экране, отодвинутом в глубь пространства, изображены какие-то бесформенные микроорганизмы, которые пытается разглядеть через дырочку в «ящике» обнажённый человек. В третьем экране мы видим стройные ряды велосипедистов... с яйцеобразными булыжниками на головах. Среди выровненных по диагонали дюн они нажимают на педали и устремляются в разных направлениях.

С. Дали. Озарённые наслаждения. 1929 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Не менее странно выглядят изображения вне «телевизионных экранов». В центральной нижней части картины, как будто на гребне волны, мы видим потрясённую чем-то женщину с окровавленными руками, которую утешает и поддерживает мужчина. Чуть левее поднимается рука с окровавленным ножом, тень от которой отчётливо напоминает очертания хищной птицы. Сверху над центральным экраном, как на пьедестале, возвышаются две искажённые гримасой женские головы, к которым приближается отвратительная морда льва. Все изображения кажутся эфемерными, лишёнными веса. Элементы фарса, гротеска и иронии в сочетании с реальностью призваны усилить абсурдность содержания всей композиции.

Предложив собственный, «параноико-критический» метод в живописи, Дали вторгался в мир причудливых воспоминаний, кошмарных сновидений, эротических желаний и волшебных фантасмагорий. Понять смысл его картин действительно очень непросто. Вот что он сам говорит об особенностях своего творческого метода:

    «Скажу вам без бахвальства, что по природе искусства, по сущности своей я был и остаюсь реалистом. Но писать только в традиционной манере для меня невозможно. Ибо это означало бы, что я повторяю других, топчусь на месте. Реалист не может, не должен довольствоваться тем, что уже достигнуто и общеизвестно, что стало чем-то вроде стереотипа. Поэтому я убеждён, что художник должен идти путем раскрепощения и реализации своей творческой и человеческой личности. Это прежде всего означает необходимость освобождения собственного своего образа мыслей от застывших догм и канонов, комплекса нерешительности и трусости».

Дом Сальвадора Дали и его интерьеры

Дали называл свои полотна «фотографиями, сделанными ручным способом», «работами прямого действия». Исследователи неоднократно высказывали мнение об имитации им цветной фотографии. Но картины Дали всякий раз убеждали, что не являются только порождением его буйной фантазии, а представляют собой своеобразные слепки с действительности. Вот почему он отрицательно относился к абстрактной живописи, не принимал, например, произведений В. Кандинского. А выходка Марселя Дюшана, подрисовавшего усики леонардовской Джоконде, напротив, вызывала у него восхищение.

Какой бы парадоксальной и необычной ни была живопись Дали, сколько бы спорных суждений она ни вызывала у зрителей и критиков, всё же следует отметить, что он обладал виртуозной и безупречной техникой академического рисунка. Несправедливы также и нападки тех, кто видел в нём только провозвестника современного искусства и обвинял его в отрицании классической живописи. В картинах Дали немало реминисценций на темы произведений Веласкеса, Вермера, Милле. В одной из книг он со свойственной ему категоричностью писал:

    «Если ты принадлежишь к тем, кто верит, будто современное искусство превзошло Вермера и Рафаэля, брось эту книгу и пребывай в своём блаженном идиотизме».

С. Дали

Однажды Сальвадор Дали сказал: «Живопись — это лишь небольшая часть моего гения». За этими словами — глубокий смысл и правда жизни художника. 1200 картин, тысячи рисунков, скульптуры, гравюры, декорации, свыше двадцати литературных произведений: романы, стихи, киносценарии, даже балетные либретто — вот далеко не полный перечень того, что было создано этим удивительным художником.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru