Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 23

Вопросы и задания

  1. Какое отражение в творчестве А. Матисса находят принципы фовизма? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? Что нового он внёс в художественную концепцию цвета в живописи?
  2. В чём особенности художественной манеры П. Пикассо? В чём социальная острота его художественного переживания? Каким настроением проникнуты картины художника? Что изменилось в его художественной манере?
  3. Какой отклик в творчестве живописцев кубизма нашёл призыв П. Сезанна: «Художники, трактуйте мир посредством шара, конуса, куба»? Какое отражение идеи кубизма находят в творчестве П. Пикассо?
  4. В чём оригинальность решения проблем содержания и формы в картине П. Пикассо «Авиньонские девицы»? Почему она считается программным произведением кубизма? Почему это произведение было воспринято как вызов традиционным представлениям об искусстве?
  5. Что привлекает зрителей и критиков в творчестве С. Дали? Как в своих произведениях он попытался объяснить подсознательный мир человека? Как вы думаете, почему первоистоки сюрреализма С. Дали искали в творчестве И. Босха и Эль Греко?
  6. В чём парадоксальность видения С. Дали в картине «Постоянство памяти»? Как трансформируются в его сознании реальные предметы и вещи и что они символизируют? Какими художественными средствами выражена условность пейзажа?

П. Пикассо. Герника. 1937 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид

Творческая мастерская

  1. Какие художественные принципы фовизма нашли выражение в декоративных панно А. Матисса «Музыка» и «Танец»? Можно ли говорить о символике цвета в этих произведениях? Действительно ли его творчество дарит нам ощущение покоя, радости и красоты жизни?
  2. Давая определение кубизма, П. Пикассо писал: «Кубизм не “зерно” и не “зародыш”, а искусство, для которого прежде всего важна форма... Форма и цвет приобретают у нас собственное значение». Как художник следовал этому определению в своём творчестве? Аргументируйте свой ответ.
  3. Какое отражение в произведениях П. Пикассо нашла его творческая формула «писать, ища новую экспрессию, лишённую бесполезного реализма, но с объективной реальностью»?
  4. О чём и как предупреждает человечество «Герника» П. Пикассо? Как создан образ катастрофы? Как символика цвета и света позволяет передать атмосферу вселенской катастрофы? Какими художественными средствами создаётся иллюзия реальности, достоверности происходящего? Как рождается метафора мучительного страдания и преступления против человечества? Есть ли в этой картине надежда на торжество правды и веры в лучшее?
  5. Однажды А. Матисс, желая подчеркнуть антагонизм взглядов на творчество, назвал себя Южным, а Пикассо — Северным полюсом. Как вы считаете, имелись ли основания для подобного противопоставления? Можно ли найти в творчестве этих художников точки соприкосновения?
  6. О каких качествах характера и творческих принципах С. Дали может рассказать картина «Автопортрет с рафаэлевской шеей»? Что нового внёс художник в разработку традиционного жанра автопортрета?
  7. С. Дали писал: «Реализм блёкл, бесцветен, вызывает зевоту. Искусство должно врываться с той силой, которую вложил в обывателя Творец, и рвать на клочки обывательское Я». Что вы могли бы сказать о соотношении реализма и сюрреализма в творчестве С. Дали? Насколько категорично и последовательно было его неприятие реализма в собственном творчестве?
  8. Познакомьтесь с картиной С. Дали «Лицо войны» (1941). Можно ли её считать своеобразным отходом от сюрреализма? Какое «лицо войны» запечатлел в ней автор? В какой мере она созвучна картине П. Пикассо «Герника»?

С. Дали. Автопортрет с рафаэлевской шеей. 1920—1921 гг. Театр музей С. Дали, Фигерас

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Эмоциональная и образная основа фовизма (на примере творчества А. Матисса)»; «Идеи фовизма в творчестве Матисса»; «Чем объяснялся выбор тематики и художественных средств выразительности в произведениях Матисса?»; «Новое восприятие классической традиции в творчестве Матисса»; «Художественные открытия Матисса»; «Условность и символика в отражении окружающего мира в картинах Матисса “Красные рыбки” и “Красная гостиная”»; «Художественные особенности женских портретов»; «Творчество А. Матисса и К. С. Петрова-Водкина»; «Произведения Матисса в собрании Государственного Эрмитажа или ГМИИ им. А. С. Пушкина».

«Кубизм как одно из направлений авангарда в искусстве начала XX в.»; «Развитие творческих принципов кубизма в творчестве одного из художников этого направления»; «Фовизм и кубизм: общие черты и различия»; «Конструирование объёмной формы и плоскости в творчестве П. Пикассо»; «Социальная острота художественного переживания П. Пикассо в произведениях “голубого периода”»; «Мир цирка и бродячих артистов как альтернатива жизни современного города в творчестве П. Пикассо»; «Рождение кубизма как способа пластического самовыражения П. Пикассо»; «Проблема формы, пространства и движения в кубистических произведениях П. Пикассо»; «Разностиль-ность и многогранность творчества П. Пикассо»; «“Герника” П. Пикассо и тема нашествия в Седьмой (“Ленинградской”) симфонии Д. Д. Шостаковича»; «П. Пикассо и П. Сезанн: общность и различие творческого метода».

«Рождение сюрреализма и его влияние на развитие различных видов искусства»; «Апология абсурда и бессознательного в творчестве одного из художников сюрреализма»; «Провозглашение основных принципов сюрреализма в манифесте А. Бретона»; «Влияние психоанализа 3. Фрейда на становление творческого метода сюрреализма»; «“Сны разума” в произведениях С. Дали»; «Мир и человек в творчестве И. Босха, Эль Греко и С. Дали»; «Преодоление реалистической предметности в живописи С. Дали»; «Миф и реальность в творчестве С. Дали»; «Литературное наследие С. Дали».

С. Дали. Лицо войны. 1941 г. Музей Боймане-ван Бейнинген, Роттердам

Книги для дополнительного чтения

  • Алпатов М. Б. Матисс. М., 1969.
  • М.-Л. Б. Поль дю Буше. П. Пикассо. М., 2002.
  • Вирмо А., Вирмо О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб., 1996.
  • Галлуци Ф. Пикассо. М., 1998.
  • Дали С. Моя тайная жизнь. М., 2003.
  • Дали С. Дневник одного гения. М., 1999.
  • Дмитриева Н. А. Пикассо. М., 1971.
  • Жерар К. Матисс. М., 2001.
  • Лесли Ричард. Пабло Пикассо. Мастер модернизма. М., 1998.
  • Пенроуз Р. Пикассо. М., 1999. (ЖЗЛ).
  • Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. М., 1992.
  • Рохас Карлос. Мифический и магический мир Пикассо. М., 1999.
  • Современная живопись. Поиск свободы: от классицизма к авангарду. М., 2002.
  • Харрис Н. Дали. М., 1994.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru