Какое отражение в творчестве А. Матисса находят принципы фовизма? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? Что нового он внёс в художественную концепцию цвета в живописи?
В чём особенности художественной манеры П. Пикассо? В чём социальная острота его художественного переживания? Каким настроением проникнуты картины художника? Что изменилось в его художественной манере?
Какой отклик в творчестве живописцев кубизма нашёл призыв П. Сезанна: «Художники, трактуйте мир посредством шара, конуса, куба»? Какое отражение идеи кубизма находят в творчестве П. Пикассо?
В чём оригинальность решения проблем содержания и формы в картине П. Пикассо «Авиньонские девицы»? Почему она считается программным произведением кубизма? Почему это произведение было воспринято как вызов традиционным представлениям об искусстве?
Что привлекает зрителей и критиков в творчестве С. Дали? Как в своих произведениях он попытался объяснить подсознательный мир человека? Как вы думаете, почему первоистоки сюрреализма С. Дали искали в творчестве И. Босха и Эль Греко?
В чём парадоксальность видения С. Дали в картине «Постоянство памяти»? Как трансформируются в его сознании реальные предметы и вещи и что они символизируют? Какими художественными средствами выражена условность пейзажа?
П. Пикассо. Герника. 1937 г. Центр искусств королевы Софии, Мадрид
Творческая мастерская
Какие художественные принципы фовизма нашли выражение в декоративных панно А. Матисса «Музыка» и «Танец»? Можно ли говорить о символике цвета в этих произведениях? Действительно ли его творчество дарит нам ощущение покоя, радости и красоты жизни?
Давая определение кубизма, П. Пикассо писал: «Кубизм не “зерно” и не “зародыш”, а искусство, для которого прежде всего важна форма... Форма и цвет приобретают у нас собственное значение». Как художник следовал этому определению в своём творчестве? Аргументируйте свой ответ.
Какое отражение в произведениях П. Пикассо нашла его творческая формула «писать, ища новую экспрессию, лишённую бесполезного реализма, но с объективной реальностью»?
О чём и как предупреждает человечество «Герника» П. Пикассо? Как создан образ катастрофы? Как символика цвета и света позволяет передать атмосферу вселенской катастрофы? Какими художественными средствами создаётся иллюзия реальности, достоверности происходящего? Как рождается метафора мучительного страдания и преступления против человечества? Есть ли в этой картине надежда на торжество правды и веры в лучшее?
Однажды А. Матисс, желая подчеркнуть антагонизм взглядов на творчество, назвал себя Южным, а Пикассо — Северным полюсом. Как вы считаете, имелись ли основания для подобного противопоставления? Можно ли найти в творчестве этих художников точки соприкосновения?
О каких качествах характера и творческих принципах С. Дали может рассказать картина «Автопортрет с рафаэлевской шеей»? Что нового внёс художник в разработку традиционного жанра автопортрета?
С. Дали писал: «Реализм блёкл, бесцветен, вызывает зевоту. Искусство должно врываться с той силой, которую вложил в обывателя Творец, и рвать на клочки обывательское Я». Что вы могли бы сказать о соотношении реализма и сюрреализма в творчестве С. Дали? Насколько категорично и последовательно было его неприятие реализма в собственном творчестве?
Познакомьтесь с картиной С. Дали «Лицо войны» (1941). Можно ли её считать своеобразным отходом от сюрреализма? Какое «лицо войны» запечатлел в ней автор? В какой мере она созвучна картине П. Пикассо «Герника»?
С. Дали. Автопортрет с рафаэлевской шеей. 1920—1921 гг. Театр музей С. Дали, Фигерас
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Эмоциональная и образная основа фовизма (на примере творчества А. Матисса)»; «Идеи фовизма в творчестве Матисса»; «Чем объяснялся выбор тематики и художественных средств выразительности в произведениях Матисса?»; «Новое восприятие классической традиции в творчестве Матисса»; «Художественные открытия Матисса»; «Условность и символика в отражении окружающего мира в картинах Матисса “Красные рыбки” и “Красная гостиная”»; «Художественные особенности женских портретов»; «Творчество А. Матисса и К. С. Петрова-Водкина»; «Произведения Матисса в собрании Государственного Эрмитажа или ГМИИ им. А. С. Пушкина».
«Кубизм как одно из направлений авангарда в искусстве начала XX в.»; «Развитие творческих принципов кубизма в творчестве одного из художников этого направления»; «Фовизм и кубизм: общие черты и различия»; «Конструирование объёмной формы и плоскости в творчестве П. Пикассо»; «Социальная острота художественного переживания П. Пикассо в произведениях “голубого периода”»; «Мир цирка и бродячих артистов как альтернатива жизни современного города в творчестве П. Пикассо»; «Рождение кубизма как способа пластического самовыражения П. Пикассо»; «Проблема формы, пространства и движения в кубистических произведениях П. Пикассо»; «Разностиль-ность и многогранность творчества П. Пикассо»; «“Герника” П. Пикассо и тема нашествия в Седьмой (“Ленинградской”) симфонии Д. Д. Шостаковича»; «П. Пикассо и П. Сезанн: общность и различие творческого метода».
«Рождение сюрреализма и его влияние на развитие различных видов искусства»; «Апология абсурда и бессознательного в творчестве одного из художников сюрреализма»; «Провозглашение основных принципов сюрреализма в манифесте А. Бретона»; «Влияние психоанализа 3. Фрейда на становление творческого метода сюрреализма»; «“Сны разума” в произведениях С. Дали»; «Мир и человек в творчестве И. Босха, Эль Греко и С. Дали»; «Преодоление реалистической предметности в живописи С. Дали»; «Миф и реальность в творчестве С. Дали»; «Литературное наследие С. Дали».
С. Дали. Лицо войны. 1941 г. Музей Боймане-ван Бейнинген, Роттердам
Книги для дополнительного чтения
Алпатов М. Б. Матисс. М., 1969.
М.-Л. Б. Поль дю Буше. П. Пикассо. М., 2002.
Вирмо А., Вирмо О. Мэтры мирового сюрреализма. СПб., 1996.
Галлуци Ф. Пикассо. М., 1998.
Дали С. Моя тайная жизнь. М., 2003.
Дали С. Дневник одного гения. М., 1999.
Дмитриева Н. А. Пикассо. М., 1971.
Жерар К. Матисс. М., 2001.
Лесли Ричард. Пабло Пикассо. Мастер модернизма. М., 1998.
Пенроуз Р. Пикассо. М., 1999. (ЖЗЛ).
Рожин А. И. Сальвадор Дали: миф и реальность. М., 1992.
Рохас Карлос. Мифический и магический мир Пикассо. М., 1999.
Современная живопись. Поиск свободы: от классицизма к авангарду. М., 2002.