Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

24.1. Художественные объединения начала века

Одним из самых заметных после окончившего своё существование в 1904 г. «Мира искусства» стало творческое объединение «Голубая роза». Организованная в 1907 г. выставка картин молодых художников (П. В. Кузнецова, М. С. Сарьяна, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, Н. П. Крымова и др.) сразу же привлекла внимание зрителей. Творческое кредо художников нашло отражение в манифесте: «Искусство вечно, ибо основано на непреходящем, на том, что отринуть нельзя. Искусство едино, ибо единый его источник — душа. Искусство символично, ибо носит в себе символ вечного во временном. Искусство свободно, ибо создаётся свободным творческим порывом».

Главными темами произведений этих художников стали рождение и смерть, любовь, сон, мечта и сказка. Мир «Голубой розы» прекрасен и гармоничен, он не имел ничего общего с обыденной реальностью и прозой жизни. Сказочный голубой цветок воспринимался как символ мистической любви, а излюбленный голубой цвет олицетворял духовность и нравственную чистоту. «Влюблённые в музыку, цвета и линии» (С. Маковский), художники отдавали предпочтение нежно-зеленоватым, сиреневым и золотистым тонам, наиболее отчётливо передающим нарочитую таинственность, недосказанность и мистицизм ускользающих образов. Повышенное внимание к ритмической организации полотна во многом сближало их живопись с музыкой.

Н. Н. Сапунов. Голубые гортензии. 1907 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В картине раннего периода «Голубой фонтан» Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878—1968) пытался воздействовать на зрителя не с помощью внешних предметов, а эмоционально и психологически. Пятна цвета, ритм линий и мазки краски помогают передать тончайшие, едва уловимые оттенки чувств и настроений.

В отвлечённой иносказательной форме передано ощущение великого таинства рождения мира. Излюбленный мотив фонтана, навеянный воспоминаниями детства, окутанный цветным маревом водяных брызг, воспринимается как символ источника и вечного круговорота жизни. Прекрасное зрелище, созданное из ритмов приглушённого мерцающего колорита, дополняют застывшие человеческие фигуры со склонёнными головами. Окружённые ореолом таинственности, они почти ирреальны, полны мистицизма, сотканы из тревожных, мятущихся теней, готовых воспарить над пространством картины.

П. В. Кузнецов. Голубой фонтан. 1906 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Несмотря на явное отсутствие сюжета, композиция картины не кажется статичной. Наоборот, весь холст как будто движется, объём одного предмета или его части переливается в другой. Изменение качества и интенсивности цвета, характера и направления мазка усиливает это ощущение динамики и движения. В целом работа производит впечатление красочного декоративного панно, в котором синеватый тон с серебристыми оттенками объединяет композицию. Картина завораживает, рождает в душе романтическое волнение, пленяет тонко переданным настроением грусти, томления, ожидания чего-то невысказанного...

Впоследствии участники художественного сообщества «Голубой розы» отошли от живописного символизма, но большинство из них сохранило интерес к созданию романтически-одухотворённых образов.

Почва для возникновения русского авангарда была подготовлена знаменитым объединением «Бубновый валет», возникшим в 1910 г. и сыгравшим существенную роль в художественной жизни России. Не принимая программ своих предшественников и современников, открыто противопоставляя себя художникам «Мира искусства» и «Голубой розы», «бубно-валетовцы» (И. И. Машков, П. П. Кончаловский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, А. В. Куприн и др.) создали новую традицию, удачно соединившую русский народный примитив и популярный французский авангард. Идейным вдохновителем и кумиром нового движения стал Поль Сезанн, в творчестве которого они нашли «единую материю... первичного формирования природы». «Русские сезаннисты» простирали свои интересы в сферу живописного фовизма и кубизма.

П. П. Кончаловский. Агава. 1916 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Гротескная, ироничная живопись этих художников, ориентированная на народный лубок, носила декоративный характер и во многом напоминала нарядные пестрые подносы, афиши провинциальных театров, вывески ярмарочных балаганов. В сложных по цвету и фактуре картинах чувствовалось радостное мироощущение художников, их стремление воспеть бытие в его природной первозданности, утверждение ценности и эстетической выразительности каждого предмета реальной жизни.

«Здоровая влюблённость в яркую плоть и кровь вещей» (Я. Тугендхольд) не случайно нашла воплощение в жанре натюрморта, в полной мере выразившем концепцию мироздания художников «Бубнового валета». Именно в натюрморте были выявлены особая художественная ценность и пластические качества самых обычных предметов. Тщательно обдумывая будущую композицию, каждую вещь они рассматривали с разных точек зрения, будто от этого зависел общий тон мировой гармонии. Суть их художественного видения составляли принцип центральной симметрии, когда один предмет явно возвышался над всеми остальными, и принцип множественности, цветущего изобилия, подчёркивающий не только радостное ощущение полноты бытия, но и «дух богатырства», присущий русскому народу.

П. П. Кончаловский. Портрет Г. Б. Якулова. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Главные предпочтения они отдавали работе с фактурой, формой и цветом. Причём насыщенное цветовое пятно всегда преобладало над объёмом формы. Каждый предмет-пятно воспринимался как часть общего узора, а его составляющие элементы организовывались по принципу хоровода (например, у И. Машкова) и лоскутного одеяла (у А. Лентулова и П. Кончаловского). Явно преувеличенный масштаб изображённых вещей, предельная яркость красочных сочетаний, «чудовищно-огромные мазки» кисти — всё было призвано по-новому взглянуть на окружающий мир, ощутить своё место в пространстве и времени.

Натюрморт Ильи Ивановича Машкова (1881 —1944) «Фрукты на блюде (Синие сливы)» можно считать новаторским и программным произведением художников «Бубнового валета». В нём отчётливо раскрывается новое понимание натюрморта как традиционного жанра живописи. В отличие от предшественников и современников, автора не интересует передача свето-воздушной среды, в которую погружены предметы. Он также далёк и от стремления рассматривать натюрморт как простое отражение бытовой жизни человека. Его главное внимание сосредоточено на том, чтобы как можно ярче и точнее раскрыть сущность предметов, а именно: цветовые и фактурные средства, форму, пластическую жизнь в пространственной среде.

И. И. Машков. Фрукты на блюде (Синие сливы). 1910 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Художники «Бубнового валета» работали также в жанре портрета и пейзажа, но и здесь сказалось влияние «натюр-мортности», стиравшее между ними привычные грани.

К 1917 г. объединение распалось, хотя многие из его представителей продолжали своё творчество. Их влияние на развитие русского искусства оказалось значительным и плодотворным, а отголоски традиций можно увидеть даже в живописи 60— 70-х гг. XX в.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru