Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 26

Вопросы и задания

  1. К. С. Станиславский писал: «“Система” — не “поваренная книга”: понадобилось такое-то блюдо, посмотрел оглавление, открыл страницу — и готово. Нет. Это целая культура, на которой надо расти...» Какую культуру театрального искусства имел в виду К. С. Станиславский? Чем была вызвана необходимость его реформирования на рубеже XIX—XX вв.?
  2. К. С. Станиславский не раз призывал помнить, что театр живёт не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а «идеями драматурга». Как вы считаете, о каких идеях режиссёрской драматургии идёт речь? В чём заключались главные художественные принципы его «системы»?
  3. Какое значение в развитии театрального искусства XX в. имел «эпический театр» Бертольда Брехта? В чём заключались его главные открытия и отличия от драматического театра? Какое значение они имели для дальнейшего развития театрального искусства?

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с принципами, определившими задачи Московского Художественного театра, сформулированными К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко во время их исторической встречи в «Славянском базаре»:
    • нет маленьких ролей, есть маленькие артисты;
    • сегодня — Гамлет, завтра — статист, но в качестве статиста он должен быть артистом;
    • поэт, артист, художник, портной, рабочий — служат одной цели, поставленной поэтом в основу пьесы;
    • театр начинается с вешалки;
    • всякое нарушение творческой жизни театра — преступление;
    • опоздания, лень, каприз, истерия, дурной характер, незнание роли, необходимость дважды повторять одно и то же — одинаково вредны для дела, и их необходимо искоренять.

    Как вы могли бы их прокомментировать? Какие элементы системы Станиславского вы используете в собственной жизни? В каких случаях?

  2. Почему именно в XX в. возникла острая необходимость стирания граней между актёром и зрителем? Какие виды искусства повлияли на развитие театра XX в.?
  3. Прочтите одну из пьес Б. Брехта и сделайте на неё рецензию. Подготовьте его творческий портрет как драматурга и режиссёра. Посмотрите одну из его театральных постановок. Каковы ваши зрительские впечатления?

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Поиск новых форм общения с аудиторией в театре XX в.»; «Реформаторы русской театральной сцены»; «Реформа режиссёрского искусства»; «Поиски законов сценического действия»; «Особенности выстраивания сценического действия»; «Основные типы актёрской игры в системе Станиславского»; «Чувство правды и вера в происходящее на сцене (на материале постановок в МХТ)»; «История МХАТ»; «Развитие традиций режиссёрского театра на современной сцене»; «Литературное наследие Станиславского (на материале книги «Моя жизнь в искусстве»)»; «Заочная экскурсия в музей истории МХАТ».

«“Эпический театр” Б. Брехта и его задачи»; «Особенности игры актёра в “эпическом театре” Брехта»; «Зонги и их художественная роль в театральных постановках»; «Особенности композиционного решения драматургии Б. Брехта»; «Б. Брехт и М. Горький: опыт сравнительного анализа»; «Тема войны и мира в творчестве Б. Брехта».

Книги для дополнительного чтения

  • Альтшуллер А. Я. Пять рассказов о знаменитых актёрах. Л., 1985.
  • Бояджиев Г. Н. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1988.
  • Иллюстрированная история мирового театра / под ред. Д. Р. Брауна. М., 1999.
  • Искусство: энциклопедия для детей «Аванта+». М., 2000. Т. 7. Ч. 3.
  • История зарубежного театра / отв. ред. Л. И. Гительман. СПб., 2005.
  • Любомудров М. Н. Противостояние. Театр, век XX: Традиции — авангард. М., 1991.
  • Назарова В. Ганс Эйслер. Бертольд Брехт. Творческое содружество. Л., 1980.
  • Немирович-Данченко В. И. Из прошлого. (Любое издание).
  • Немирович-Данченко В. И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. М., 1980.
  • Полякова Е. Станиславский. М., 1977.
  • Радищева О. Станиславский и Немирович-Данченко: История театральных отношений. В 2 т. М., 1999.
  • Русский драматический театр. М., 1976.
  • Станиславский К. С. Альбом из серии «Человек. События. Время». М., 1986.
  • Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве. М., 1980.
  • Топорков В. О. Станиславский на репетиции. М., 2001.
  • Фрадкин И. Бертольд Брехт: путь и метод. М., 1965.
  • Шумахер Э. Жизнь Брехта. М., 1988.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru