Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

29.1. Искусство джаза и его истоки

XX век, век электричества и атомной энергии, с полным правом можно назвать и веком джаза. Этот важнейший пласт музыкальной культуры вобрал в себя европейские традиции и негритянскую народную музыку, вывезенную рабами-невольниками на Американский континент. Здесь ей суждено было дать совершенно неожиданные ростки, сформировавшие своеобразное, единственное в своём роде искусство. Одновременно джаз положил начало развитию современной популярной и развлекательной музыки. Начиная с XVI в. музыка, песни и танцы народов Африки, отмеченные редкой и оригинальной красотой, стали проникать в Северную Америку. До середины XIX в. эта музыка вообще не рассматривалась как искусство. Лишь после Первой мировой войны началось её победное шествие по городам Америки и Европы.

Чтобы понять суть искусства джаза, обратимся к его глубинным истокам — африканской народной музыке. Какие характерные черты ей присущи? Главное — это сложный ритм, создаваемый игрой на барабанах и других ударно-шумовых инструментах: всякого рода погремушках, колокольчиках, кастаньетах, колотушках, палках... Слуху европейца порой трудно уловить особенности строения и тончайшие вариации такой музыки. Кажущиеся «беспорядочный шум» и «невыносимое однообразие» подчиняются определённым законам, главным из которых является полиритмия — одновременное сочетание двух или более различных ритмов.

Среди трёх или четырёх участников ансамбля есть ведущий исполнитель на барабане. Он выбирает определённый ритм, а другие (иногда в течение нескольких часов подряд) варьируют заданный ритм, противопоставляя ему свой ритмический рисунок. Задача каждого из исполнителей сводится к тому, чтобы не допустить повторов и совпадений в звучании инструментов и голосов вокальной группы. Хлопки в ладоши всех присутствующих вливаются в возникающий диссонанс. Таким образом, при исполнении африканской музыки нет разделения на актёров и слушателей: обычно все участвуют в этом процессе.

Европейская и африканская народная музыка с её ритмической чёткостью и коллективной импровизацией составляют основу американской джазовой музыки. Если раньше композитор записывал музыку на бумаге, а музыканты стремились к точному её воспроизведению, то для джазовой композиции выбирается определённая изначальная тема. Такой темой может служить популярная песенка или блюз, которые в процессе игры обрастают новыми вариациями, имеющими довольно мало сходства с оригиналом. Основу джазовых композиций составляют спиричуэле, блюзы и регтайм.

Трогательно-проникновенные религиозные напевы спиричуэле стали известны лишь к концу XIX в., когда во время научной экспедиции, изучавшей быт чернокожих рабов на Юге США, были записаны народные песни, удивительно мелодичные и одухотворённые. Через некоторое время эти песни впервые прозвучали на концертной эстраде и имели сенсационный успех. Содержание спиричуэле связано с библейскими сюжетами и образами. В текстах духовных песнопений часто обращались к Богу и пророкам, но нередко в них включали рассказы о нелёгкой повседневной жизни. Многие известные композиторы использовали традиции спиричуэле при создании своих произведений. Замечательное воплощение они нашли в творчестве американского композитора Джорджа Гершвина, не случайно названного «королём джаза».

Дж. Гершвин. Фото

Основу многих джазовых композиций составляет блюз, сложившийся в 1910—1920-е гг. Классический блюз представляет собой грустную песню, исполняемую в сопровождении музыкальных инструментов (первоначально одним-двумя певцами под аккомпанемент гитары, губной гармошки или банджо — струнного щипкового инструмента). Большое значение в блюзе имеет поэтический текст, посвящённый теме страдания или несчастной любви человека, затерянного в равнодушном и несправедливом мире. Блюзовые «сцены» обычно разворачиваются на фоне хлопковых полей, болот, рабочих лагерей или тюрем.

Эта музыкальная форма состоит из трёх строчек: первая повторяется дважды, а третья содержит логический вывод из предыдущих. Приведём в качестве примера такой блюз:

        Моя крошка убежала от меня с Биллом в Луизиану.

        (Утверждение)

        О да, она смылась от меня с этим Биллом.

        (Вариация первого предложения)

        Ну и чёрт с ней, найду себе другую крошку.

        (Логический вывод)

В 1930-е гг. на основе городского блюза возникает музыкальное направление ритм-энд-блюз (англ. rhythm and blues). Сохранив характерные особенности блюза, ритм-энд-блюз стал более развлекательным и танцевальным. В нём широко использовались новейшие достижения техники: электромузыкальные инструменты, усилители звука и микрофоны. Впоследствии он оказал огромное влияние на многие течения рок-музыки. Блюзовые мелодии нашли воплощение в сочинениях многих композиторов: Равеля (соната для скрипки и фортепиано, так называемая «блюзовая соната»), Гершвина («Рапсодия в блюзовых тонах»), Вила-Лобоса («Бразильские бахианы»).

На пороге XX в. родился регтайм, в дальнейшем пробивший себе путь на эстрады всего мира. Это была развлекательная танцевальная музыка, предназначенная для исполнения на фортепиано. Она сочинялась автором и не предусматривала импровизации. Игра на фортепиано стала самым популярным развлечением американцев: от светских дам до конторских служащих, от жителей западных ранчо до обитателей тесных городских районов.

Э. Фицджералд

Спустя некоторое время мотивы и ритмы регтайма стали звучать в сопровождении духовых оркестров, особенно любимых в Америке. Классический регтайм очень прост, он восходит к бытовой американской музыке конца XIX в., главным образом к маршу для духовых оркестров, к польке, кадрили... Его простонародное звучание, ироническая и комедийная направленность использовались в джазовой музыке.

Популярные мелодии регтайма получили дальнейшее развитие в творчестве Дебюсси («Детский уголок»), Равеля (опера «Дитя и волшебство»), Стравинского («Регтайм» и «История солдата»).

В настоящее время джаз включает огромное количество стилей и направлений. Например: новоорлеанский (с коллективной импровизацией духовых инструментов на фоне аккомпанемента ритмогруппы — диксиленда), чикагский (характеризуется сольной импровизацией после коллективного исполнения основной мелодии). В этом стиле особенно прославился трубач Луи Армстронг (1900—1971). Вместе с джазовой певицей Эллой Фиц-джералд (1918—1996) он исполнил джазовую версию оперы Гершвина «Порги и Бесс». К началу 1930-х гг. появился стиль свинг (англ. swing — качели); с ним связано исполнение джазовых композиций большими оркестрами — биг бэндами, количество участников в которых колеблется от 10 до 17. Особую известность получили оркестры кларнетиста Бени Гудмена (1909—1986), Гленна Миллера (1904—1944) и Дюка Эллингтона (1899—1974).

Л. Армстронг

В 1940-е гг. сформировалось новое направление бибоп (англ. be bop — звукоподражание), которое своеобразно использовало классические джазовые темы. В 1950—1960-е гг. «горячий», эмоциональный стиль бибоп сменили спокойный и уравновешенный стиль кул (англ. cool — холодный) и модальный джаз (англ. modale — лад), в котором импровизация строилась на ладовых принципах азиатской музыки.

Оркестр Д. Эллингтона

Выдающиеся достижения в области джаза оказали огромное влияние на развитие музыкальной культуры в целом. Заметным явлением стала музыка в стиле кантри, восходящая к сельскому фольклору США. Этот уникальный жанр развился на основе англо-ирландских народных песен, которые более двухсот лет назад были привезены колонистами в Америку. В 1920-е гг. музыка в стиле кантри приобрела известность и популярность. Для неё характерны простота и естественность, откровенное обращение к чувствам человека. Не случайно песни кантри называют « песнями души ».

Народные песни в стиле кантри первоначально исполнялись без всякого музыкального аккомпанемента, одним певцом, в высоком тембре звучания и в нос. Позднее такое пение стали сопровождать скрипка и цимбалы (многострунный ударный инструмент), а затем банджо.

Б. Нельсон — исполнитель песен в стиле кантри

В 1930-е гг. на исполнение в стиле кантри оказала большое влияние музыка вестерн, созданная охотниками, ковбоями и шахтёрами. В ней прославлялась дикая, первозданная природа, а главным героем стал мужественный и находчивый ковбой. К началу 1960-х гг. музыка кантри пользовалась неизменным успехом. Конечно, во многом изменился её характер, добавились и новые музыкальные инструменты: струнные, духовые, ритм-гитара, гавайская гитара. Изменился и характер её исполнения. По цимбалам ударяли молоточком, защипывая пальцами струны и извлекая более мягкий звук. Прочно утвердился и стереотип исполнителя песен стиля вестерн — «парня с холмов» (хиллбилли), простого деревенского парня с недельной щетиной на щеках, с соломинками в волосах, в сатиновой рубашке без воротничка, в никогда не глаженных брюках, висящих на одной подтяжке.

Интерес к народной музыке в стиле кантри не ослабевает и в настоящее время. Стало хорошей традицией устраивать песенные конкурсы и фестивали не только в США, но и в других странах мира, в том числе и у нас в России.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru