Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

29. 2. Рок- и поп-музыка

Музыкальную культуру XX в. невозможно представить без достижений рок- и поп-музыки последних десятилетий.

На рубеже 1950—1960-х гг. в Великобритании и США сформировалась рок-музыка, возникшая на основе джазовых импровизаций: ритм-энд-блюзов и музыки кантри. Для неё характерно повышенное внимание не столько к самому произведению, сколько к его исполнительской подаче. В настоящее время в рок-музыке существует множество направлений и течений, ориентированных на определённые социальные и возрастные группы.

Первым направлением рок-музыки, появившимся в середине 1950-х гг. и получившим всемирное признание, стал рок-н-ролл (англ. rock’n’roll, rock and roll — раскачиваться и вертеться). Упрощённый вариант ритм-энд-блюза и кантри представлял собой танцевальную музыку для молодёжи. Ведущую роль в нём играли электромузыкальные инструменты, а вокал приобрёл энергичный и эмоциональный характер.

Дальнейшему развитию и расцвету рок-н-ролла во многом способствовало творчество популярного американского исполнителя Элвиса Пресли (1935—1977). Он никогда не писал рок-компо-зиций, но блестящие вокальные данные и артистизм сделали его подлинным кумиром молодёжи. Его песни неоднократно занимали ведущие строчки музыкальных хит-парадов, а альбомы (их было выпущено около 60) удерживали лидерство в течение длительного време-ни. Награждённый титулом «король рок-н-ролла», он действительно стал одной из первых легенд рок-музыки 50—60-х гг. XX в.

Э. Пресли

Появление в 1962 г. четвёрки «Битлз» (англ. The Beatles — Жуки) из английского города Ливерпуля стало подлинной сенсацией на музыкальном Олимпе. Джон Леннон, Пол Маккартни, Джордж Харрисон и Ринго Старр сумели найти свой собственный стиль в музыке, оркестровках, текстах и сценическом поведении. Во всём, что они исполняли, чувствовалось мастерство, естественность и личное обаяние. На целое десятилетие группа «Битлз» стала законодательницей рок-музыки. За их произведениями прочно закрепилась репутация серьёзного искусства. Одни называли «Битлз» «самыми великими композиторами со времён Бетховена», а другие считали их «лучшими композиторами-песенниками со времён Шуберта». Их знаменитую песню «Yesterday» стали сразу же исполнять солисты, ансамбли и симфонические оркестры. В настоящее время она имеет около пятисот версий исполнения.

«Битлз»

К концу 1960-х гг. возникло множество музыкальных направлений рок-музыки. Возросла роль импровизации, инструментальной музыки, увеличилось время исполнения композиций. Границы между направлениями рок-музыки весьма условны, так как творчество каждой из групп могло включать характерные особенности нескольких из них. Одним из таких направлений стал блюз-рок, вобравший черты фольклора (фолк-рок), классической музыки (арт-рок) и джаза (джаз-рок).

Одним из ярких явлений британского блюз-рока стала группа «Роллинг Стоунз» (англ. Rolling Stones — Катящиеся камни). Необычный сценический имидж, удивительный диапазон голосов, вызывающая контрастность содержания песен привлекли к ним внимание многих поклонников. Лидер группы — Мик Джаггер (р. 1944). Более 30 лет эта группа выступает на сценических площадках мира, продолжая записывать новые альбомы. Оригинальность звучания, мощная энергетика и повышенная экспрессия обеспечили группе своё место в истории рок-музыки.

«Роллинг Стоунз»

На рубеже 1960—1970-х гг. сложилось новое направление рок-музыки — хард-рок (англ. hard rock — жёсткий, трудный, тяжёлый). Создателями этого направления принято считать британские группы «Лед Зеппелин» (англ. Led Zeppelin — Свинцовый дирижабль), «Дип Пёрпл» (англ. Deep Purple — Яркий пурпур) и «Блэк Сэббат» (англ. Black Sabbath — Чёрный шабаш). В конце 1970-х гг. хард-рок получил новый стиль хэви-метал (англ. havymetal — тяжёлый металл).

Одним из жанров рок-музыки стала рок-опера — театрализованное представление с сюжетом, действующими лицами и декорациями. Выдающимся произведением этого жанра стала рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» (1970) английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера (р. 1948), написанная на либретто Тима Райса (р. 1944).

Сцена из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». 1970 г.

Эта опера с успехом была поставлена в Нью-Йорке, Лондоне и других городах мира, в том числе и у нас в России (Театр им. Моссовета в Москве, премьера в 1990 г.). В 1973 г. была осуществлена её экранизация режиссёром Норманом Джуисоном. Произведение вызвало бурную полемику, в которой участвовали музыкальные критики и священнослужители разных конфессий.

Не меньшей популярностью пользуется и жанр мюзикла (англ. musical comedy — музыкальная комедия) — музыкального произведения со «вставными номерами» (песнями и танцами), придающими сюжету особую эмоциональную окраску. Как самостоятельный жанр мюзикл возник в 1920—1930-е гг. Его подлинный расцвет относится к 1940—1960-м гг., когда появляются «Моя прекрасная леди» (1956) Фредерика Лоу, «Вестсайдская история» (1957) Леонарда Бернстайна. Широкую известность получили и киномюзиклы — «Хелло, Долли!» (1969), «Кабаре» (1972), «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977) и др.

Исполнители главных ролей в мюзикле Э. Л. Уэббера «Призрак оперы»

Трудно переоценить роль Ллойда Уэббера в развитии современного музыкального театра мюзиклов, среди которых неизменным успехом пользуются «Эвита» (1978), «Кошки» (1981), «Призрак оперы» (1989), «Прекрасная игра» (2001), «Женщина в белом» (2004). Каждое из созданных им произведений отличают запоминающиеся мелодии, сложнейшие оркестровки, напряжённое действие, уникальное театральное чутьё режиссёра-постановщика.

Во второй половине 1970-х гг. многие рок-группы прекратили своё существование, уступив место исполнителям поп-музыки. В настоящее время трудно провести границу между рок- и поп-музыкой, но она существует. Поп-музыку отличают индивидуальный стиль исполнения, стремление к мелодическому и поэтическому новаторству. Правда, в её сочинении используются определённые стандарты, зачастую она ориентируется на усреднённый вкус, но и в ней бывают оригинальные исключения — шведская группа «АББА», австралийская «Би Джиз», немецкая «Модерн Токинг». Поп-музыку представляют и талантливые солисты — Лайза Миннелли, Клифф Ричард, Фил Коллинз, Стинг, Майкл Джексон, Мадонна.

Л. Миннелли в фильме «Кабаре». 1972 г.

Большой популярностью пользуется творчество знаменитого французского композитора Жана Мишеля Жарра (р. 1948), основоположника электронной музыки, автора и постановщика грандиозных лазерных шоу. Наибольшую популярность ему принес альбом «Oxygene» («Кислород», 1976), ставший классикой музыки этого жанра. В нём он призвал жителей планеты к защите окружающей среды. Не случайно его обложка представляла собой изображение Земли со слезающим покровом, обнажающим человеческий череп. «Космическую» музыку этого альбома, состоящего из шести композиций, отличали постоянные смены ритмов и мелодических рисунков, развёрнутая сюитная форма.

Ж. М. Жарр

Начиная с 1979 г. Ж. М. Жарр провёл в разных странах мира десятки музыкально-световых представлений, которые обычно сопровождают его живые выступления, в то время как над головами слушателей выстраиваются грандиозные объёмные фигуры и голограммы. Самые немыслимые созвучия создаются композитором прямо на глазах удивлённой публики. Звучащая музыка крайне необычна и воспринимается как фантастическая феерия.

В 1989 г. он организовывает свой первый концерт к 200-летию Великой французской революции на открытом воздухе на площади Согласия в Париже. С большим успехом прошли его выступления в Китае, Великобритании, США, Греции. В 1997 г. он был приглашён в Россию на празднование 850-летия Москвы и дал грандиозный концерт на Воробьёвых горах, занесённый в Книгу рекордов Гиннесса как самое массовое зрелищное мероприятие.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru