Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Глава 7. Классицизм в архитектуре Западной Европы

        ...Оставим итальянцам
        Пустую мишуру с её фальшивым глянцем.
        Всего важнее смысл, но, чтоб к нему прийти,
        Придётся одолеть преграды и пути,
        Намеченной тропы придерживаться строго:
        Порой у разума всего одна дорога...
        Обдумать надо смысл и лишь потом писать!

/Н. Буало. «Поэтическое искусство». Перевод В. Липецкой/

Так поучал своих современников один из главных идеологов классицизма поэт Никола Буало (1636—1711). Строгие правила классицизма воплотились в трагедиях Корнеля и Расина, комедиях Мольера и сатирах Лафонтена, музыке Люлли и живописи Пуссена, архитектуре и убранстве дворцов и ансамблей Парижа...

Наиболее ярко проявился классицизм в произведениях архитектуры, ориентированных на лучшие достижения античной культуры — ордерную систему, строгую симметрию, чёткую соразмерность частей композиции и их подчинённость общему замыслу. «Строгий стиль» архитектуры классицизма, казалось, призван был наглядно воплотить его идеальную формулу «благородной простоты и спокойного величия». В архитектурных сооружениях классицизма господствовали простые и ясные формы, спокойная гармония пропорций. Предпочтение отдавалось прямым линиям, ненавязчивому декору, повторяющему очертания предмета. Во всем сказывались простота и благородство отделки, практичность и целесообразность.

Опираясь на представления зодчих эпохи Возрождения об «идеальном городе», архитекторы классицизма создали новый тип грандиозного дворцово-паркового ансамбля, строго подчинённого единому геометрическому плану. Одним из выдающихся архитектурных сооружений этого времени стала резиденция французских королей в предместье Парижа — Версальский дворец.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru