Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 7

Вопросы и задания

  1. Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям?
  2. Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо?
  3. В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?
  4. Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?

Вандомская площадь в Париже

Творческая мастерская

  1. Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видеоматериалы из Интернета. Нередко сравнивают парки Версаля и Петергофа. Как вы думаете, какие основания имеются для подобных сравнений?
  2. Попробуйте сравнить образ «идеального города» эпохи Возрождения с классицистическими ансамблями Парижа (Петербурга или его пригородов).

Интерьеры Лувра

  1. Сравните оформление внутреннего убранства (интерьеры) галереи Франциска I в Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля.
  2. Познакомьтесь с картинами русского художника А. Н. Бенуа (1870—1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля» (см. ниже). Как в них передана общая атмосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как своеобразные картины-символы?

А. Н. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. 1896 г. Государственный Русский музей, Санкт Петербург

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Формирование классицизма во французской архитектуре XVII— XVIII вв.»; «Версаль как модель гармонии и красоты мира»; «Прогулка по Версалю: связь композиции дворца и планировки парка»; «Шедевры архитектуры западноевропейского классицизма»; «Наполеоновский ампир в архитектуре Франции»; «Версаль и Петергоф: опыт сравнительной характеристики»; «Художественные открытия в архитектурных ансамблях Парижа»; «Площади Парижа и развитие принципов регулярной планировки города»; «Ясность композиции и уравновешенность объёмов собора Дома инвалидов в Париже»; «Площадь Согласия — новая ступень в развитии градостроительных идей классицизма» ; «Суровая выразительность объёмов и скупость декора церкви Святой Женевьевы (Пантеона) Ж. Суффло»; «Особенности классицизма в архитектуре западноевропейских стран»; «Выдающиеся архитекторы западноевропейского классицизма».

Площадь дель Пополо. Середина XVII в. Рим

Книги для дополнительного чтения

  • Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990.
  • Кантор А. М. и др. Искусство XVIII века. М., 1977. (Малая история искусств).
  • Классицизм и романтизм: Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок / под ред. Р. Томана. М., 2000.
  • Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.
  • Ленотр Ж. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003.
  • Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.
  • Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. М., 1999.
  • Федотова Е.Д. Наполеоновский ампир. М., 2008.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru