Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 1

Вопросы и задания

  1. Каким образом стиль барокко, проявившийся во многих видах искусства, отражал изменения в мировосприятии человека этого времени? Как на него повлияли научные открытия в области астрономии, географии? Какое подтверждение в искусстве барокко получили взаимоотношения человека с Богом, новые представления о времени и пространстве? Есть ли что-то общее в мироощущении человека эпохи барокко и нашего времени?
  2. Какова роль искусства барокко в разрешении жизненных противоречий и трагических конфликтов эпохи? Только ли удивить и восхитить зрителей призвано было искусство барокко? Справедливо ли мнение о барокко как «искусстве избыточности» (П. Валери?
  3. Французский драматург Эдмон Ростан (1868—1918 ) вложил в уста одного из персонажей своей знаменитой пьесы «Сирано де Бержерак» такие слова:

        Наш век семнадцатый — вершина всех вершин,
        У нас во всем расцвет — в искусствах и в науках.

    Как и чем вы могли бы мотивировать или опровергнуть данное суждение литературного героя?

М. Д. Пеппельман. Цвингер. 1697—1716 гг. Дрезден

Творческая мастерская

  1. Как вы думаете, в чём выразился кризис идеалов эпохи Возрождения и каковы его главные причины? Насколько справедлива существующая точка зрения, что основы стиля барокко были заложены в эпоху Ренессанса? Какие основания были у некоторых исследователей для утверждений о существующей связи между барокко, античным эллинизмом и средневековым искусством? Сравните известные вам произведения этих эпох, попробуйте объяснить их сходство или различие.
  2. Какое художественное развитие в эпоху барокко получила концепция «весь мир — театр»? Насколько созвучно искусство барокко творчеству английского драматурга Шекспира?
  3. Испанское барокко XVII в. считают «золотым веком» в развитии культуры этой страны, а Веласкеса (1599—1660) — её гением. Познакомьтесь самостоятельно с произведениями Веласкеса. Попробуйте в них отметить характерные черты, присущие искусству барокко.

Д. Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. 1659 г. Музей истории искусства, Вена

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Исторические предпосылки возникновения, эстетическая концепция и художественные особенности стиля барокко»; «Человек и новая картина мира в произведениях искусства XVII века»; «Искусство барокко — поиск единства в противоречиях жизни»; «Эстетические принципы барокко»; «Барокко и эллинизм»; «Искусство барокко и Средневековья: их общность и различия»; «Кризис идеалов Возрождения и искусство барокко»; «Взаимопроникновение и обогащение стилей в искусстве XVII—XVIII вв.»; «Влияние стиля барокко на русское искусство XVII в.».

Книги для дополнительного чтения

  • Артамонов С. Д. История зарубежной литературы XVII—XVIII веков. М., 1988.
  • Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
  • Бусева-Давыдова И. Л. Культура и искусство в эпоху перемен: Россия семнадцатого столетия. М., 2008.
  • Гёте И. В. Простое подражание природе, манера, стиль. (Любое издание).
  • Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. II. М., 1990.
  • Европейская поэзия XVII века. М., 1977.
  • История искусств стран Западной Европы от Возрождения до начала 20 века. Искусство 17 века. Голландия, Франция, Англия, Германия / под ред. Е. И. Ротенберга и М. И. Свидерской. М., 1995.
  • Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3.
  • Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. М., 1981.
  • Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974.
  • Сазонова Л. И. Поэзия русского барокко. М., 1991.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru