Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

13.1. Эстетика романтизма

Романтизм — неоднородное художественное направление в истории мировой художественной культуры. В различных странах он имел свои отличительные особенности, обусловленные местными историческими условиями и культурными традициями. Например, в Италии он развивался в русле традиционного классицизма. Во Франции он вырос из сентиментализма или предромантизма эпохи Просвещения. В России он проявился в смешанном виде несколько позже, органически вобрав в себя черты классицизма.

В некоторых странах влияние романтизма прекратилось уже к 1820-м гг., а к середине XIX в. он стал лишь воспоминанием о недавнем прошлом. Во второй половине столетия романтизм был повсеместно вытеснен другими художественными течениями, но это вовсе не означало, что он прекратил своё существование. В дальнейшем романтизм лишь трансформировался в другие стилевые течения, например проявился в неоромантической музыке Рихарда Вагнера, в живописи прерафаэлитов. Много общего у романтизма и с символистами конца XIX — начала XX в. Своеобразное воплощение он находит и в искусстве модерна.

Слово «романтизм» восходит к латинскому romanus — римский, т. е. возникший на основе римской культуры или тесно с ней связанный. Позднее этим словом стали называть широкий круг различных явлений. Например, его соотносили с понятием жанра романа, где обычно описывались возвышенные, фантастически неправдоподобные чувства героев. Таким образом, слова «романтический» или «романический» воспринимались в качестве синонимов. Существовало и другое толкование этого термина. В Средние века оно указывало на принадлежность произведения, написанного не на латыни, а на одном из новых языков романской группы. Тогда же сложился особый стиль романской архитектуры.

Со временем слово «романтизм» и вовсе отделилось от своего исторического корня и начало жить самостоятельной жизнью. Так, в конце XVIII в. оно было подхвачено молодыми немецкими писателями и стало названием новой литературной школы, пришедшей на смену сентиментализму и классицизму.

К. Д. Фридрих. Путешественник над морем тумана. Ок. 1818 г. Кунстхалле, Гамбург

Рассматривая мировую художественную культуру в её историческом развитии, мы ограничимся узким, конкретным пониманием романтизма как художественного направления, сложившегося на рубеже XVIII—XIX вв. и охватившего почти все виды искусства. Именно в это время появились первые теоретические и философские программы романтиков.

Сложность и противоречивость романтизма породили множество споров, не затихающих и в наше время. Но при этом следует отметить, что при явном разнообразии идейных течений и творческих манер внутри романтизма он представлял собой единое направление художественной культуры, отвечавшее общим эстетическим требованиям и принципам.

Каковы главные эстетические принципы романтизма?

1. Неприятие реальной жизни, стремление познать непознанное. Идеи романтизма возникли на почве неудовлетворённости действительностью, кризиса идеалов классицизма, стремления уйти в мир идеальных представлений, утопических мечтаний о совершенстве мира. Романтики, пережившие разочарование во Французской революции, не оправдавшей их надежд, обратили свои взоры к миру чувств и переживаний человека.

        Что жизнь, когда в ней нет очарованья?
        Блаженство знать, к нему лететь душой,
        Но пропасть зреть меж ним и меж собой;
        Желать всяк час и трепетать желанья...

/В. А. Жуковский «Певец»/

Постоянно изменяющаяся жизнь открывала новые горизонты для человеческого познания. Новое, непознанное становится главным предметом изображения.

2. Исключительность романтического героя (внутренняя раздвоенность, одиночество в реальном мире, поиски идеала и мечты, жизнь в сфере эмоций и чувств). Героями романтических произведений становятся не обычные люди в их повседневной жизни, а исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтический герой «чувствует в себе отвагу кинуться наудачу в мир, нести всю земную скорбь и всё земное счастье, биться с бурями и не робеть при треске кораблекрушения» (Гёте). Он может посвятить всю жизнь поиску «голубого цветка» — своей мечты и идеала.

Д. Грекур. Джордж Гордон Байрон в Греции. 1850—1860-е гг.

В реальном мире он чувствует себя неуютно и одиноко. Его личность находится в постоянном противостоянии, конфликте с окружающим его миром.

        Я не в себе живу: я лишь частица
        Того, что вкруг меня; меня вершины гор
        Волнуют, а столицая столица —
        Мне пытка...

/Перевод Г. Шенгели/

Так говорит Чайльд Гарольд — герой поэмы Джорджа Гордона Байрона (1788—1824), ставший «новым Гамлетом» — романтическим символом эпохи. Но это вовсе не тяготит его, напротив, он любит свою исключительность и одиночество. Таким образом, в произведениях искусства индивидуализм становится своеобразной формой протеста и самозащиты героя.

Если человеку не суждено изменить жестокую действительность, то он может уйти в мир фантазий, грёз и иллюзий.

Э. Я. Штейнле. Дозорный. 1859 г. Галерея Шака, Мюнхен

В отличие от человека эпохи классицизма, творца и вершителя своей судьбы, теперь в центре внимания чаще оказывается человек, ставший жертвой рокового стечения обстоятельств, живущий в сфере эмоций и чувств. Интерес к душевным переживаниям героя, его страстям, страданиям и душевным мукам отличает произведения романтизма.

«Первым прибежищем романтического сердца» (В. В. Аникст) становится любовь героя. Как правило, между влюблёнными нет согласия, они постоянно вынуждены преодолевать препятствия, разрешать конфликты, преодолевать отчуждение и недоверие. Романтическая любовь чаще всего имеет трагический исход.

3. Природа как выражение стихийного начала жизни, прообраз Свободы. В жизни Природы герой-романтик всегда видит отражение либо своей собственной души, либо идеальной жизни, составляющей предмет его мечтаний. Желание слиться с природной стихией характерно для героя-романтика:

        ...Здесь ничего не ранит взор
        Среди природы. Лишь один позор:
        Колечком быть в её цепи телесной,
        Одной из тварей, — а душа в простор
        Стремится: в горы, к звёздам, в свод небесный,
        В ревущий океан, чтоб с ними слиться тесно.
        Дж. Байрон. «Паломничество Чайльд Гарольда»

/Перевод В. Левика/

У. Тёрнер. Кораблекрушение. 1805 г. Галерея Тейт, Лондон

Перед стихией Природы человек беспомощен и слаб. Искусство романтизма даёт множество примеров подобных взаимоотношений Человека и Природы, а иногда, наоборот, представляет нам мирные, идиллические пейзажи, напоминающие нежные пасторали.

И. К. Айвазовский. Волна. 1889 г. Государ ственный Русский музей, Санкт-Петербург

4. Культ прошлого: идеализация Античности и Средневековья, интерес к фольклору. Давно ушедшие исторические эпохи, «даль времён» стали художественной метафорой романтического искусства. В далёком прошлом романтики надеялись найти гармонию и красоту, не существовавшие в их современном мире. Их искусство исполнено доблести и героики, возвышенной любви и благородного рыцарства. Идеализация прошлого отчётливо выражена в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Умирающий гладиатор» (1836), «преданья старины глубокой» волнуют воображение романтического героя:

        Стараясь заглушить последние страданья,
        Ты жадно слушаешь и песни старины,
        И рыцарских времён волшебные преданья —
        Насмешливых льстецов несбыточные сны.

Романтики создали свою оригинальную античную традицию, которая была преисполнена особой, ностальгической грусти, составившей эмоциональную окраску романтизма. Сознание бренности всего живущего на земле, тоска по безвозвратно уходящему настоящему и неизвестность будущего характерны для эстетики романтизма.

Т. Куол. Сон архитектора. 1840 г. Музей изобразительных искусств, Толедо (Огайо)

Оригинальной «реабилитации» подверглась и средневековая культура, отвергнутая классицизмом в эпоху Просвещения. Одних увлекала выдуманная идиллия Средневековья, другие искали в нём яркие характеры, сильные и пылкие страсти, для третьих она становилась символом национальной независимости, примером самоотверженной борьбы за свободу.

Наиболее отчётливо средневековые реминисценции проявили себя в неоготической архитектуре романтизма, отличавшейся утончённостью архитектурных форм, искусной отделкой фасадов, ажурностью и хрупкостью многоцветных витражей. В неого-тическом стиле создавались и крупнейшие общественные сооружения — здания Парламента в Лондоне (архитекторы Ч. Бэрри и О. Пьюджин) и в Будапеште (архитектор И. Штейндл). В величественных очертаниях этих сооружений обращают на себя внимание устремлённые в небо шпили башен, стрельчатые арки, пышное декоративное убранство фасадов.

Ч. Бэрри, О. Пьюджин. Здание парламента в Лондоне. 1839—1860 гг.

Для искусства романтизма характерен интерес к фольклору. Именно романтикам мы обязаны первыми сборниками народных сказок, народных песен.

Повышенное внимание к сложному миру человека, национальному колориту, историзм, а также неприятие реальной жизни, определившие главные завоевания романтизма, приблизили реализм — другое стилевое направление, параллельно развивавшееся в художественной культуре первой половины XIX в.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru