Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

17.1. Картины жизни в творчестве Г. Курбе

Интерес к повседневной жизни человека нашёл яркое и образное воплощение в бытовом жанре живописи. Упомянутая ранее картина Гюстава Курбе «Похороны в Орнане» сыграла решающую роль в становлении реализма в изобразительном искусстве. Частному событию, воспроизведённому почти с документальной точностью, Курбе придал смысл глубокого художественного обобщения. Изображая различные социальные слои, художник создал своеобразный групповой портрет французского провинциального общества середины XIX в.

На полотне огромных размеров (315 х 668 см) художник разместил около пятидесяти фигур в натуральную величину. Все они, земляки Курбе, собрались по печальному поводу похорон деда художника. Каждый из них по-своему переживает случившееся, каждого художник представил реалистично, без прикрас. Вот угрюмая, внушительная фигура священника, читающего молитву. Слева за его спиной — служитель культа с распятием в руках. Не желая скрывать своих чувств и хитро улыбаясь, он пристально смотрит на зрителя. Взгляд могильщика в нетерпеливом ожидании обращён к священнику: «Когда же ты кончишь читать проповедь?»

Справа от него — старики в костюмах XVIII в. В их образах художник выразил собственные философские раздумья о жизни и смерти. Эти старики прожили долгую жизнь, они хорошо знают ей цену. Может быть, они единственные, кто искренне и глубоко скорбят об умершем, мысленно вспоминают пройденный совместно путь. Да, смерть не страшна, если жизнь прожита достойно. За их спинами толпятся плачущие женщины в чёрных траурных одеяниях.

Интересно художественное решение картины. Её огромные размеры и горизонтальный формат позволяли воспроизвести многофигурную композицию. На приглушённом пейзажном фоне с горами, крутыми обрывами и зелёными покатыми склонами особенно резко выделяются фигуры персонажей. Над всем изображённым — широкое, безграничное небо. Люди словно освещены изнутри естественным и рассеянным светом. Цветовой колорит картины выдержан в тёмных, землистых тонах. Известно, что Курбе всегда начинал работу с самых тёмных мест и затем постепенно высветлял освещённые части полотна (ярко-красные одеяния причётников в высоких головных уборах, белые рукава могильщика, красный ковёр, накинутый поверх белого покрывала на гроб умершего, белая собака с чёрным ошейником). Справа тянется чёрная череда женских фигур, частично разбавленная всплесками белого цвета. Подобная цветовая гамма позволяла художнику наглядно передать состояние всеобщей скорби и сдержанного достоинства.

Г. Курбе. Похороны в Орнане. 1849 г. Лувр, Париж

Картина стала мишенью для беспощадных и яростных нападок критиков. Одни сочли неумелой её композицию, других не устраивал слишком мрачный колорит, третьих раздражало почти карикатурное изображение служителей церкви. Но особенно непривычно было видеть так много простых людей на одном огромном полотне. Сам художник пожелал изобразить здесь повседневную жизнь жителей маленького городка. Он писал:

    «“Похороны в Орнане” были, в сущности, похоронами романтизма и оставили от этого направления в живописи лишь то, что является выражением человеческого духа и, следовательно, имеет право на существование...»

Как никогда раньше, художников-реалистов интересовала судьба простого человека. Его обыденная, прозаическая и в то же время возвышенно-прекрасная жизнь становится главным предметом изображения. Сюжет картины Гюстава Курбе «Дробильщики камня» был подсказан самой жизнью. Вот как художник описывает полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших его замысел:

    «Я ехал на нашей повозке... и остановился посмотреть на двух человек — они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... На одной стороне полотна изображён семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне — молодой парень с пропылённой головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи... на грязных кожаных башмаках со всех сторон сияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину с щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь».

Г. Курбе. Дробильщики камня. 1849 г. Частное собрание

В частном эпизоде художник показывает и обобщает жизнь несчастных тружеников, передаёт тяжесть их нищенского существования, трагизм и безысходность судьбы. Это социальное обобщение достигнуто многими художественными средствами. Подводя зрителя вплотную к фигурам героев, автор не показывает их лиц. Юноша-подросток повёрнут спиной к зрителям, а старый каменотёс так низко надвинул шляпу, что она совершенно спрятала лоб и глаза. Нижняя часть его лица погружена в глубокую тень. Художник выбирает очень низкую точку зрения, так что пыльный придорожный кустарник занимает почти весь холст, вплоть до верхней рамы. Тёмный фон сливается с серо-жёлтой землёй, камнями и блёклой травой, с фигурами людей, также покрытых пепельно-серой пылью. Несмотря на безрадостность существования простых тружеников, эта картина внушает мысль об их внутренней силе и достоинстве.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru