В одном из писем И. Е. Репин написал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Что особенно волновало художника в окружающей жизни? Каким проблемам современной действительности он отдавал предпочтение? Как в его произведениях выразилась гражданская позиция и особенности художественного мировосприятия?
И. Н. Крамской отмечал, что «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть... Только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле». Попробуйте подтвердить справедливость этих слов, используя картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и портреты крестьян.
Что интересовало В. И. Сурикова в историческом прошлом России? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? В какой мере можно говорить о современном осмыслении художником исторических событий? Какие личности и почему привлекали творческое воображение В. И. Сурикова? Что вы могли бы сказать об особенностях соотношения реализма и художественного вымысла в его произведениях? В чём общность и различие художественных трактовок исторических событий и личностей в произведениях И. Е. Репина и В. И. Сурикова?
В письме к В. В. Стасову И. Е. Репин отмечал, что «Суриков необыкновенно художественен». В чём, с вашей точки зрения, заключается художественное мастерство живописца? Какие открытия принадлежат ему в области колористического и композиционного решения картин?
Творческая мастерская
В чём особенность изображения идей народничества в России в конце XIX в. в картинах И. Е. Репина «Арест пропагандиста», 1880— 1892; «Отказ от исповеди перед казнью», 1879—1885; «Не ждали», 1884—1888 и др.? Какую «биографию» русского революционера ему удалось создать в своём творчестве?
Идеальной портретной моделью для И. Е. Репина оказался Л. Н. Толстой. За 30 лет знакомства с писателем художник выполнил десятки графических и живописных его портретов. Какими художественными средствами автор передаёт внутреннее состояние великого писателя?
Художественный критик В. В. Стасов увидел в картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» «достойного товарища» «Бурлакам на Волге». Как вы думаете, чем можно объяснить такое сравнение? Что имел в виду критик, причислявший их к жанру «хоровых» картин? В чём выразилось художественное мастерство, «поразительный талант» их автора?
Сравните картины И. Е. Репина «Царевна Софья» и В. И. Сурикова «Меншиков в Берёзове». В чём особенность решения проблемы исторической личности в истории? Каков характер её взаимоотношений с государственной властью? Как художник отвечает на вопрос о праве отдельной личности решать судьбу всего народа и влиять на ход истории?
Что и как может рассказать картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» о жизни различных социальных слоёв Руси XVII в.? Какова её главная идея? В какой мере в ней выражена позиция автора? Почему и как в ней противопоставлены «лик страдания» и «личина глумления»? В чём смысл такого противопоставления?
И. Е. Репин. Не ждали. 1884—1888 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Социальная тематика в творчестве русских художников-передвижников».
«Художественное мастерство Репина-портретиста»; «В чём неоднозначность трактовки представителей русского общества в картине И. Е. Репина “Крестный ход в Курской губернии”?»; «Почему в картине И. Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” современники увидели групповой портрет смеха?»; «Тема бурлачества в творчестве И. Е. Репина и Н. А. Некрасова»; «Художественное мастерство рисунков И. Е. Репина»; «Художественные особенности портретного творчества И. Н. Крамского и И. Е. Репина»; «Непреходящее значение исторических шедевров И. Е. Репина»; «Заочное путешествие в музей-усадьбу И. Е. Репина в Пенатах».
«Народ и личность в творчестве В. И. Сурикова»; «Вклад В. И. Сурикова в развитие исторического жанра живописи»; «Исторические картины В. И. Сурикова: иллюстрации, достоверные реконструкции или художественные интерпретации исторических событий»; «Авторская позиция В. И. Сурикова в его произведениях»; «Петровская эпоха в произведениях В. И. Сурикова»; «Творчество В. И. Сурикова и политическая ситуация в России 1870—1880-х годов XIX в.»; «Проблема соотношения государственной власти и народа в творчестве В. И. Сурикова»; «Проблема героя и толпы в произведениях В. И. Сурикова»; «Русский человек на переломе истории (по произведениям В. И. Сурикова)»; «Соотношение реализма и художественного вымысла в творчестве В. И. Сурикова»; «Мастерство В. И. Сурикова-портретиста»; «Заочное путешествие в музей-усадьбу В. И. Сурикова в Красноярске».
И. Е. Репин. Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем мо настыре. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Книги для дополнительного чтения
Анисов Л. М. Шишкин. М., 2007. (ЖЗЛ).
Байрамова Л. И. И. Шишкин. Мир шедевров. М., 2001.
Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
Верещагин В. В. Мир шедевров. М., 2002.
Веретенников А. М. Мир Левитана. М., 2003.
Ельшевская Г. В. Жанровая живопись. М., 2003.
Картины о жизни: Русская жанровая живопись середины XIX — начала XX века из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Русский музей. СПб., 2007.
Кеменов В. С. Историческая живопись Сурикова. М., 1991.
Маковский С. К. Силуэты русских художников. М., 1999.
Мамонтова Н. Н. Василий Суриков. «Великие имена». Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Вып. 16. М., 2007.
Машковцев Н. Г. Суриков. М., 1994
Неведомский М. П. И. Е. Репин. А. И. Куинджи. М., 1997.
Нестерова Е. «Боярыня Морозова». Картина Василия Сурикова. СПб., 2000.
Передвижники / сост. Р. Д. Конечна, Н. А. Топурия, М. П. Лазарев, А. Е. Завьялова. М., 2003.
Порудоминский В. И. Крамской. М., 1974. (ЖЗЛ).
Пророкова С. А. Репин. М., 1997.
Репин И. Е. Далёкое близкое. Л., 1986.
Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных выставок. М., 1989.
Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века. М., 1984.
Стернин Г. Ю. Два века: Очерки русской художественной культуры. М., 2007.
Суриков. Галерея гениев / сост. Т. В. Постникова. М., 2008.
Турков А. М. Левитан. М., 2001.
Чурак Г. С. Илья Репин. «Великие имена». Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Вып. 11. М., 2007.
Шувалова И. Архип Куинджи в Русском музее: альманах. СПб., 2007.
Экштут С. А. Шайка передвижников: История одного творческого союза. М., 2008.
Юденкова Т. В. Илья Репин. М., 2005.
Яковлева Н. А. Русская историческая живопись. М., 2005.