Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 18

Вопросы и задания

  1. В одном из писем И. Е. Репин написал: «Окружающая жизнь меня слишком волнует, сама просится на холст». Что особенно волновало художника в окружающей жизни? Каким проблемам современной действительности он отдавал предпочтение? Как в его произведениях выразилась гражданская позиция и особенности художественного мировосприятия?
  2. И. Н. Крамской отмечал, что «Репин обладает способностью сделать русского мужика именно таким, каков он есть... Только у Репина он такой же могучий и солидный, как он есть на самом деле». Попробуйте подтвердить справедливость этих слов, используя картины И. Е. Репина «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и портреты крестьян.
  3. Что интересовало В. И. Сурикова в историческом прошлом России? Каким темам и почему он отдавал предпочтение? В какой мере можно говорить о современном осмыслении художником исторических событий? Какие личности и почему привлекали творческое воображение В. И. Сурикова? Что вы могли бы сказать об особенностях соотношения реализма и художественного вымысла в его произведениях? В чём общность и различие художественных трактовок исторических событий и личностей в произведениях И. Е. Репина и В. И. Сурикова?
  4. В письме к В. В. Стасову И. Е. Репин отмечал, что «Суриков необыкновенно художественен». В чём, с вашей точки зрения, заключается художественное мастерство живописца? Какие открытия принадлежат ему в области колористического и композиционного решения картин?

Творческая мастерская

  1. В чём особенность изображения идей народничества в России в конце XIX в. в картинах И. Е. Репина «Арест пропагандиста», 1880— 1892; «Отказ от исповеди перед казнью», 1879—1885; «Не ждали», 1884—1888 и др.? Какую «биографию» русского революционера ему удалось создать в своём творчестве?
  2. Идеальной портретной моделью для И. Е. Репина оказался Л. Н. Толстой. За 30 лет знакомства с писателем художник выполнил десятки графических и живописных его портретов. Какими художественными средствами автор передаёт внутреннее состояние великого писателя?
  3. Художественный критик В. В. Стасов увидел в картине И. Е. Репина «Крестный ход в Курской губернии» «достойного товарища» «Бурлакам на Волге». Как вы думаете, чем можно объяснить такое сравнение? Что имел в виду критик, причислявший их к жанру «хоровых» картин? В чём выразилось художественное мастерство, «поразительный талант» их автора?
  4. Сравните картины И. Е. Репина «Царевна Софья» и В. И. Сурикова «Меншиков в Берёзове». В чём особенность решения проблемы исторической личности в истории? Каков характер её взаимоотношений с государственной властью? Как художник отвечает на вопрос о праве отдельной личности решать судьбу всего народа и влиять на ход истории?
  5. Что и как может рассказать картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» о жизни различных социальных слоёв Руси XVII в.? Какова её главная идея? В какой мере в ней выражена позиция автора? Почему и как в ней противопоставлены «лик страдания» и «личина глумления»? В чём смысл такого противопоставления?

И. Е. Репин. Не ждали. 1884—1888 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Социальная тематика в творчестве русских художников-передвижников».

«Художественное мастерство Репина-портретиста»; «В чём неоднозначность трактовки представителей русского общества в картине И. Е. Репина “Крестный ход в Курской губернии”?»; «Почему в картине И. Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” современники увидели групповой портрет смеха?»; «Тема бурлачества в творчестве И. Е. Репина и Н. А. Некрасова»; «Художественное мастерство рисунков И. Е. Репина»; «Художественные особенности портретного творчества И. Н. Крамского и И. Е. Репина»; «Непреходящее значение исторических шедевров И. Е. Репина»; «Заочное путешествие в музей-усадьбу И. Е. Репина в Пенатах».

«Народ и личность в творчестве В. И. Сурикова»; «Вклад В. И. Сурикова в развитие исторического жанра живописи»; «Исторические картины В. И. Сурикова: иллюстрации, достоверные реконструкции или художественные интерпретации исторических событий»; «Авторская позиция В. И. Сурикова в его произведениях»; «Петровская эпоха в произведениях В. И. Сурикова»; «Творчество В. И. Сурикова и политическая ситуация в России 1870—1880-х годов XIX в.»; «Проблема соотношения государственной власти и народа в творчестве В. И. Сурикова»; «Проблема героя и толпы в произведениях В. И. Сурикова»; «Русский человек на переломе истории (по произведениям В. И. Сурикова)»; «Соотношение реализма и художественного вымысла в творчестве В. И. Сурикова»; «Мастерство В. И. Сурикова-портретиста»; «Заочное путешествие в музей-усадьбу В. И. Сурикова в Красноярске».

И. Е. Репин. Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем мо настыре. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Книги для дополнительного чтения

  • Анисов Л. М. Шишкин. М., 2007. (ЖЗЛ).
  • Байрамова Л. И. И. Шишкин. Мир шедевров. М., 2001.
  • Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995.
  • Верещагин В. В. Мир шедевров. М., 2002.
  • Веретенников А. М. Мир Левитана. М., 2003.
  • Ельшевская Г. В. Жанровая живопись. М., 2003.
  • Картины о жизни: Русская жанровая живопись середины XIX — начала XX века из частных собраний Москвы и Санкт-Петербурга. Русский музей. СПб., 2007.
  • Кеменов В. С. Историческая живопись Сурикова. М., 1991.
  • Маковский С. К. Силуэты русских художников. М., 1999.
  • Мамонтова Н. Н. Василий Суриков. «Великие имена». Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Вып. 16. М., 2007.
  • Машковцев Н. Г. Суриков. М., 1994
  • Неведомский М. П. И. Е. Репин. А. И. Куинджи. М., 1997.
  • Нестерова Е. «Боярыня Морозова». Картина Василия Сурикова. СПб., 2000.
  • Передвижники / сост. Р. Д. Конечна, Н. А. Топурия, М. П. Лазарев, А. Е. Завьялова. М., 2003.
  • Порудоминский В. И. Крамской. М., 1974. (ЖЗЛ).
  • Пророкова С. А. Репин. М., 1997.
  • Репин И. Е. Далёкое близкое. Л., 1986.
  • Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных выставок. М., 1989.
  • Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX — начала XX века. М., 1984.
  • Стернин Г. Ю. Два века: Очерки русской художественной культуры. М., 2007.
  • Суриков. Галерея гениев / сост. Т. В. Постникова. М., 2008.
  • Турков А. М. Левитан. М., 2001.
  • Чурак Г. С. Илья Репин. «Великие имена». Из собрания Государственной Третьяковской галереи. Вып. 11. М., 2007.
  • Шувалова И. Архип Куинджи в Русском музее: альманах. СПб., 2007.
  • Экштут С. А. Шайка передвижников: История одного творческого союза. М., 2008.
  • Юденкова Т. В. Илья Репин. М., 2005.
  • Яковлева Н. А. Русская историческая живопись. М., 2005.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru