Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

19.2. «Музыкальная исповедь души »: творчество П. И. Чайковского

Всего 53 года вместила жизнь выдающегося русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840—1893), а в обширном списке созданных им произведений мы найдём десять опер, три балета, шесть симфоний, девять программных симфонических произведений, концерты, сюиты, квартеты, музыку к драматическим спектаклям, более ста романсов и множество других сочинений.

Чайковскому принадлежат слова:

    «Вдохновение — это такая гостья, которая не любит посещать ленивых; она является к тем, которые призывают её».

Развивая музыкальные традиции западноевропейских романтиков, испытав влияние Венской классической школы и русских композиторов «Могучей кучки», Чайковский сумел обрести свой неповторимый и оригинальный стиль, определивший его особое, выдающееся место в истории мировой музыкальной культуры. Невозможно осветить все страницы его творческой биографии, а потому обратимся лишь к некоторым из них.

Н. Д. Кузнецов. Портрет П. И. Чайковского. 1893 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В области симфонической музыки Чайковский разработал жанр программной симфонической поэмы («фантазии», или «увертюры-фан-тазии», по определению самого композитора) и «классической» симфонии в четырёх частях. Программами для симфонических «фантазий» служили литературные произведения Данте («Франческа да Римини», 1876), Шекспира («Ромео и Джульетта», 1869; «Буря», 1873; «Гамлет», 1888) и Байрона («Манфред», 1885). В каждой из них легко угадывался литературный источник, чувствовалось стремление композитора как можно точнее воссоздать в музыке суть художественных образов.

Из шести созданных симфоний особой популярностью пользуются Четвёртая (1877), Пятая (1888) и Шестая (1893), которые одновременно несут в себе трагическое начало и светлый оптимизм.

    «“Музыкальная исповедь души”, — по словам композитора, — изливается посредством звуков... подобно тому, как лирический поэт высказывается стихами. Разница только в том, что музыка имеет несравненно более могущественные средства и более тонкий язык для выражения тысячи различных моментов душевного настроения...»

Трагическое одиночество человека с горячим и трепетным сердцем, его разлад с окружающей действительностью пронизывают музыкальную ткань этих симфонических произведений. В то же время в них переданы устремлённость героя к светлой мечте, гармонии и идеалу, торжество человека над жизненными обстоятельствами и превратностями судьбы. В симфониях Чайковского особенно ощутимо философское осмысление сущности бытия, проблем жизни и смерти, счастья и красоты.

Значительное место в творчестве Чайковского занимают оперы. Долог и мучителен был поиск собственных путей в создании лирико-психологической музыкальной драмы. Лучшие оперные произведения композитора — «Евгений Онегин» (1878) и «Пиковая дама» (1890).

Сцена из оперы 77. И. Чайковского «Евгений Онегин»

В опере «Евгений Онегин» Чайковский сосредоточил внимание на изображении душевных переживаний героев. В сцене письма Татьяны удивительно точно и тонко отражены душевное смятение героини, её чувство зарождающейся любви к Онегину. Неподдельно искренни и эмоциональны переживания Ленского в ариозо (сольный музыкальный номер в опере, обычно меньше арии) «Я люблю Вас, Ольга!» и в знаменитой арии «Что день грядущий мне готовит?».

Темы судьбы, беспощадной к человеку, злой и коварной Графини, безудержной страсти Германна к картам и его искренней любви к Лизе мастерски разработаны Чайковским в опере «Пиковая дама». В музыке блестяще переданы идея губительной власти денег, лживая атмосфера высшего света, способного сломить даже незаурядного человека. В заключительном ариозо Германна «Что наша жизнь? Игра!» звучит мотив справедливого возмездия за бесчестный поступок и недостойное поведение.

Оригинальная афиша премьеры оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама»

Сказочно-романтическим светом озарена балетная музыка П. И. Чайковского, в которой он выступил не только как блестящий реформатор, но и как первооткрыватель. Если раньше в балетных спектаклях основное внимание уделялось хореографическому мастерству и виртуозности танцовщиков, то теперь музыка начинает играть важнейшую роль в организации драматургического действия. Музыкальные образы «Лебединого озера» (1876) развивались в соответствии с принципами оперного и симфонического искусства. Музыка к «Лебединому озеру» была просто замечательна. Музыкальный критик Г. А. Ларош писал:

    «По музыке “Лебединое озеро” — лучший балет, который я когда-нибудь слышал... Мелодии одна другой пластичнее, певучее и увлекательнее, льются как из рога изобилия; ритм вальса, преобладающий между танцевальными номерами, воплощён в таких разнообразных грациозных и подкупающих рисунках, что никогда мелодическое изобретение даровитого и многостороннего композитора не выдерживало более блистательного испытания... г. Чайковский подметил особенности балетного стиля и... снова высказал ту гибкость, которая составляет одно из драгоценнейших достояний творческого таланта. Его музыка — вполне балетная музыка, но вместе с тем вполне хорошая и интересная для серьезного музыканта».

В 1889 г. Чайковский создаёт музыку к балету «Спящая красавица» по мотивам сказки французского писателя Ш. Перро. Спустя несколько лет он пишет музыку к двухактному балету-феерии «Щелкунчик» (1892). В созданном фантастическом мире автор воплотил вечные проблемы борьбы Добра и Зла, веру в победу светлых идеалов Радости и Любви. Формы аллегории оказались наиболее подходящими для воплощения художественного замысла композитора. В ночь весёлого рождественского праздника зажигается ёлка, оживает мир детских игрушек, в зимнем заснеженном лесу совершаются необыкновенные чудеса. В плавном вальсе искрятся и кружатся лёгкие снежинки, наполняя всё ярким светом гармонии, покоя и красоты. Работая над музыкой к балетным спектаклям, Чайковский произнёс однажды знаменательные слова: «Балет — та же симфония». Они и станут его главным открытием в создании балетной музыки.

Сцена из балета П. И. Чайковского «Спящая красавица»

Широко известны фортепианные пьесы Чайковского «Детский альбом» и «Времена года» (1876). Цикл пьес «Времена года» свидетельствует об удивительном музыкально-живописном таланте композитора, сумевшего создать картины родной русской природы.

Большую художественную ценность представляют романсы Чайковского. Их отличают искренность лирического чувства, интонации русской народной песни и бытового романса. Давно стали шедеврами его проникновенные произведения в этом жанре: «День ли царит...» на слова А. Н. Апухтина, «То было раннею весной...», «Благословляю вас, леса...» и «Средь шумного бала...» на слова А. К. Толстого. Хорошо известны и вариации русских народных песен «Кабы знала я, кабы ведала...», «Я ли в поле да не травушка была...». Многие из этих маленьких музыкальных поэм, драматических монологов и лирических миниатюр исполнялись лучшими певцами в крупнейших концертных залах мира.

Традиции П. И. Чайковского в музыке в дальнейшем успешно развивали А. К. Глазунов (1865—1936), С. И. Танеев (1856— 1915), Н. Г. Рубинштейн (1835—1881) и С. В. Рахманинов (1873—1943).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru