Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

20.2. Пейзажи впечатления

Реалистическим пейзажам художники-импрессионисты предпочли пейзажи впечатления. Любящими, заинтересованными глазами они наблюдали за малейшими изменениями в состоянии природы, пытаясь запечатлеть её «душу». Переменчивость погоды, постоянно меняющийся ритм её жизни, легкость и зыбкость воздуха, тысячи неуловимых отражений на водной поверхности, туман или дым теперь больше всего интересуют художников.

Сюжеты для подобных картин порой возникали самым неожиданным образом. Однажды Клод Моне, посетивший знаменитый парижский вокзал Сен-Лазар, воскликнул:

    «Нашёл, нашёл! Сен-Лазар! В момент отправления поездов дым паровозов застилает всё так, что кругом ничего не видно. Это волшебная картина. Подлинная феерия!»

Через несколько дней он вновь пришёл сюда и обратился к начальнику вокзала с просьбой поработать над картиной. Польщённый вниманием известного художника, начальник вокзала отдал распоряжение остановить движение всех поездов, освободить перрон, наполнить до отказа углем паровозы, которые станут выпускать «столько дыма, сколько нужно было Моне». Так появился один из его шедевров — картина «Вокзал Сен-Лазар».

К. Моне. Вокзал Сен-Лазар. 1877 г. Музей Орсе, Париж

Большая галерея вокзала с уходящими и прибывающими поездами служит здесь лишь фоном для изображения. Главной темой становятся игра света на металлических перекрытиях галереи и клубы пара, выпускаемые локомотивом приближающегося поезда. Пространство фона — это водоворот красок: жёлтых, белых, розовых, бледно-зелёных, серых с голубыми и красными вкраплениями. Создаётся впечатление, что живописная ткань создана из текучих масс облаков, нежных переливов неба, отражающихся в стёклах здания, дыма и пара. Очертания поезда, объёмы архитектурных сооружений чётко не прописаны и неожиданно возникают из сплошной сумятицы. Фигуры пассажиров на скамеечках перрона, солдат или железнодорожников, стоящих между путями, размыты. Художник зачарован эффектом света, льющегося через стеклянную крышу на клубы пара. Кажется, только свет занимает воображение Моне...

Пейзажи-впечатления, созданные Камилем Писсарро и Альфредом Сислеем, то залиты ярким солнечным светом, то засыпаны крупными хлопьями белого, чистого снега. Работы Сис-лея — наиболее последовательного из импрессионистов — отличаются утончённостью в передаче природы уютных предместий, небольших провинциальных городков с маленькими домиками, расположенными у берегов рек и заливов. Особенно удавалась художнику передача почти неосязаемого пространства, в котором земля и небо сливаются в единую субстанцию.

В картине «Наводнение в Порт-Марли» он мастерски передаёт атмосферу пасмурного дня, тяжёлые серые облака, нависшие над водой и готовые пролиться дождём. Любую из своих картин он начинал писать с неба, считая, что небо придаёт ей глубину и сообщает движение. Перепробовав множество техник, он научился писать небо так, что оно переставало быть «просто фоном».

А. Сислей. Наводнение в Порт-Марли. 1876 г. Музей Орсе, Париж

Вот что Писсарро рассказывал о создании своих картин:

    «Я вижу только пятна. Когда начинаю картину, первое, что я делаю... устанавливаю соотношение. Между этим небом, землёй и водой, несомненно, существуют известные отношения, и эти отношения не могут быть иными, как гармоничными. В этом главная трудность живописи. Меня всё меньше и меньше интересует материальная сторона живописи (то есть линии). Самое важное — это свести всё, даже самые мельчайшие детали, к гармонии целого, то есть к согласованности».

Излюбленным мотивом К. Писсарро становится городской пейзаж. Созданные им пятнадцать полотен с видами бульвара Монмартр, шесть видов Оперного проезда из окна «Луврского отеля» принадлежат к лучшим произведениям художника. Серебристая дымка дождя, отблески солнца на крышах домов, лёгкий сиреневый сумрак создают неповторимую атмосферу французской столицы.

В картине «Оперный проезд в Париже» передана повседневная атмосфера суетной жизни большого города. Крыши домов слегка припорошены снегом. По мокрым мостовым мелькают быстрые экипажи, торопятся по своим делам пешеходы. Во влажном воздухе, лёгком тумане, равномерно окутывающем улицу, тонет здание Гранд-опера. Силуэты оголённых деревьев передают унылое, тоскливое настроение. Мелкий, подвижный мазок художника создает зыбкую, мерцающую картину, сотканную из единой материи, благодаря чему возникает столь необычный оптический эффект.

К. Писсарро. Оперный проезд в Париже. 1898 г. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Из-за болезни глаз Писсарро не мог работать на открытом воздухе. Большинство своих пейзажей он писал, глядя сквозь стёкла закрытых окон первых этажей. Такая точка зрения давала интересные пространственные эффекты и ракурсы.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru