>>> Перейти на мобильный размер сайта >>>

Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

20.3. Повседневная жизнь человека

Иными стали подходы к повседневности и человеку в искусстве. Парадным портретам художники-импрессионисты предпочитали изображения простых модисток, танцовщиц перед балетным станком, тренировки жокеев накануне скачек... В живописи импрессионистов человек сливается с ярким ритмом живой природы. Огюст Ренуар писал:

    «Я бьюсь над моими фигурами, покуда они не составят единого целого с пейзажем, служащим им фоном; я хочу, чтобы чувствовалось, что они не плоски, равно как и мои деревья. А в особенности необходимо, чтобы всё это оставалось живописью».

Наблюдая живую природу, Ренуар умел тонко и вдохновенно передать её аромат и теплоту воздуха под сенью деревьев в парке, на террасе, в кафе. По сравнению с полотнами романтиков и реалистов в картинах Ренуара действительно пульсирует иная жизнь с её светозарным очарованием, которое может измениться в любое мгновение.

В историю мировой живописи Ренуар вошёл и как блестящий бытописатель, в его произведениях ощутимо трепетное биение современной жизни. Как и Мопассан, Ренуар убедительно передавал атмосферу парижской жизни: разъезд публики от театрального подъезда после концерта, лодочные гонки загорелых сильных гребцов, беззаботные минуты отдыха в саду, уличную толпу в солнечную и дождливую погоду, праздники и танцы в уютных кабачках и кафе среди простого и весёлого люда.

Атмосфера непринуждённой радости и беззаботного веселья воспроизведена в картине «Бал в Мулен де ла Галетт». В монмартрском кабачке обычно собирались малоизвестные публике художники, журналисты и артисты. Среди изображённых — сам Ренуар и его близкие друзья. Некоторые позировали художнику в мастерской, других он писал в самом танцевальном зале. Ренуару очень хотелось уловить и передать настроение лёгкого, беззаботного праздника. Перед художником стояла непростая задача изобразить пробивающиеся сквозь листву акаций солнечные лучи. Светлые жёлтые блики на одеждах и шляпах закружились вместе с танцующими парами. Мягким золотым сиянием светятся улыбки и взгляды молодых лиц, обращённых к зрителям. Фигуры, написанные в глубине картины, как будто растворяются в пышной зелени деревьев, служащих фоном для происходящего действия. Пёстрый колорит картины вызывает ощущение весёлой путаницы ярких красок.

О. Ренуар. Вал в Мулен де ла Галетт 1876 г. Музей Орсе, Париж

Образы Ренуара окутаны солнечным светом, они исчезают, растворяются в его лучах, переливаются множеством радужных бликов. Особенно очаровательны его женские портреты:

    «Ренуар превосходен в портретах. Он не только схватывает внешние черты, но и детально воссоздаёт их характер и внутренний мир. Я сомневаюсь, что какой-либо художник мoжет передать образ женщины в более соблазнительной манере. Быстрая лёгкая кисть Ренуара передаёт женскую грацию, гибкость и непринуждённость, делает тело осязаемым, оттеняет восхитительным красным цветом щёки и губы. Женщины Ренуара обворожительны» (Теодор Дюре).

Подлинными шедеврами стали три портрета актрисы театра «Комеди Фран-сез» Жанны Самари. В одном из них очаровательная актриса возникает в живом, вибрирующем потоке красок. Милое лицо с искрящимися голубыми глазами весело и беспечно. Капризно разметались пряди золотистых волос. По обнажённым плечам, рукам и изумрудному шёлку платья струится цветовой поток быстрых мазков, то вспыхивающих на свету розовыми бликами, то затухающих в зелёном и голубоватом мерцании теней. Работая над портретом, художник не раз в восхищении восклицал: «Что за кожа! Право, она всё освещает вокруг... Настоящий солнечный луч!»

О. Ренуар. Портрет актрисы Жанны Самари. 1877 г. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Фон портрета и фигура актрисы выдержаны в одной тональности. Но если внимательнее присмотреться, то можно различить необычное, редко встречающееся сочетание дополнительных цветов — розового и зелёного. Их «столкновение» придаёт красочной поверхности холста особое очарование, трепетную подвижность и живость.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru