Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

20.4. Последователи импрессионистов

Став важным поворотным пунктом в истории искусства XIX в., импрессионизм подготовил появление новых направлений в живописи. Творческий метод художников-импрессионис-тов был подхвачен и обновлён постимпрессионистами.

На исходе XIX столетия громко заявили о себе художники Поль Сезанн (1839—1906) и Винсент Ван Гог (1853—1890). Они объединились в группу, давшую название новому художественному направлению — постимпрессионизму. Несмотря на общность взглядов, творческая деятельность каждого из этих художников носила глубоко индивидуальный характер.

Неустанные поиски нового композиционного решения картин, способов передачи цвета и света характерны для творчества Поля Сезанна. В зримом окружающем мире он не искал точных соответствий, гораздо больше его интересовали соотношения формы и цвета в пространстве. Когда он писал свои многочисленные натюрморты с фруктами, его меньше всего заботила их схожесть с оригиналом. В своих полотнах он стремился по-своему передать форму, плотность, фактуру и цвет материального мира. Обращаясь к художникам, он советовал:

    «Начинайте светло и почти в нейтральных тонах, затем развивайте красочную гамму, все более и более усиливая цвета» .

П. Сезанн. Персики и груши. Конец 1880-х гг. ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва

Расставляя предметы с особой тщательностью, Сезанн сознательно создавал впечатление композиционной беспорядочности. Но это ощущение сразу же исчезает, как только начинаешь внимательно изучать изображённое на картине. Любой кажущийся незначительным и случайным элемент неожиданно обретает своё место в замысле художника. За каждым предметом — долгий, кропотливый поиск оптимального решения.

Необычное расположение предметов в картине «Персики и груши» обращает на себя внимание зрителя. Если прикрыть зелёную грушу на правом краю стола, композиция сразу же потеряет свою устойчивость, начнёт заваливаться влево. Но этого не происходит: явно преувеличенные размеры груши уравновешивают композицию, делают её более устойчивой и гармоничной. Другие отступления от реальности также призваны объединить поверхность полотна. Передняя кромка стола под скатертью приобретает очевидный излом. Персики и груши одновременно видны с двух точек зрения: сверху и сбоку. Подобное нарушение ракурса ведёт взгляд зрителя вдоль полотна, превращая его поверхность в подлинную реальность картины.

Необычным в творчестве Сезанна было использование цвета. Художник считал, что холодные цвета (голубой и зелёный) обладают свойством удаления в глубь картины. Тёплые (красный, оранжевый, жёлтый), наоборот, приближают изображённое. С помощью цветовых переходов и повторений Сезанн мог соединять предметы заднего и переднего планов, одновременно создавая ощущение их близости и удалённости. Так им был открыт новый способ передачи трёхмерного мира в двухмерном пространстве холста.

Живопись голландского художника Ван Гога отличают глубокая одухотворённость и эмоциональность.

Ван Гог. Звёздная ночь. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

Признанным шедевром художника является картина «Звёздная ночь». Ван Гог говорил: «Вид звёзд заставляет меня мечтать». Своеобразным воплощением мечты стала и эта картина, созданная за несколько месяцев до смерти художника. Над мирно спящей землёй — «обителью человека» — бездна ночного неба. Сотканное из изогнутых, постоянно набегающих друг на друга цветных линий, оно кажется тревожным и не предвещающим покоя. Жёлтая луна, напоминающая по цвету солнце, нарисована в верхнем правом углу в виде вогнутого серпа. Согласно народным поверьям, такая луна является приметой несчастья. Это придаёт картине особое ощущение динамической напряжённости и драматизма.

Интересно композиционное и колористическое решение картины. Композиция строится на соотношении вертикалей с мощной горизонтальной линией, протянувшейся слева направо через всё полотно. Изображение ночного неба занимает почти две трети пространства, одна треть отведена пейзажу. Землю с небом соединяют группа гигантских кипарисов в нижнем левом углу и тонкий шпиль колокольни, выделяющийся на тёмном фоне холмов. Достигая неба, они как будто соединяют земную жизнь человека с высшим мирозданием. Ясный и чистый цвет, несущий в себе ярко выраженную экспрессию, становится подлинным героем картины. Неожиданные вспышки жёлтого цвета разрывают холодную пелену голубого и синего.

В. А. Серов. Стригуны на водопое. Домотканово. 1904 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Русские художники конца XIX — начала XX в. — К. А. Коровин (1861 —1939), В. А. Серов (1865—1911), И. Э. Грабарь (1871—1960) — пережили увлечение импрессионизмом в определённые периоды своего творчества.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru