Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

21.2. Модерн в архитектуре. В. Орта

Архитектура конца XIX — начала XX в. демонстрировала дух и мощь индустриальной эпохи. Камень и дерево уступили место бетону, стальным конструкциям, лёгкому и прочному алюминию, большим поверхностям стекла, формирующим громадные фасады и своды, а затем и пластмассам. Возведённые в конце XIX в. Эйфелева башня в Париже и Бруклинский мост в Нью-Йорке показали не только возможности новых стальных конструкций, но также их лёгкость, высотность и протяжённость.

Опираясь на лучшие достижения мировой архитектуры, освоив новые материалы и технологии, зодчие XX в. получили исключительную возможность экспериментировать. Импровизация отныне стала главным принципом их творческой деятельности.

Новый стиль модерн наглядно проявил себя в архитектурных сооружениях. По сравнению с «затишьем» XIX в. это было подлинное возрождение архитектуры, новая ступень в её стремительном и бурном развитии. Асимметричные пространственные композиции, соединившие в одно целое разные по масштабам и формам объёмы, были выполнены в едином стилевом ключе.

Исключительное значение придавалось новым строительным и отделочным материалам (бетону и стали), выразительности текучих ритмов и плавных линий, проявляющихся в изгибах стен, сложных криволинейных очертаниях деталей, окон и дверей. Архитектурные сооружения отличала живописность цветовых решений, силуэтность форм. В оформление фасадов жилищ и общественных зданий включались растительные орнаменты, витражи, керамические панно, декоративная скульптура, кованое гнутое железо. Виртуозное владение разнообразными декоративными средствами стало характерной приметой времени.

В. Орта. Дом и ателье В. Орта. 1902 г. Брюссель

Особое значение приобретала идея органического единства архитектуры с окружающей средой. Зодчих вдохновляло всё то, что напоминало живую природу: растения, раковины, чешуя рыб, игра потоков воды. Всё было призвано облагородить быт и привнести в него красоту.

Модерн в архитектуре проявил себя почти во всех странах Европы, отозвался он и в Америке. Наиболее широкое распространение он получил во Франции, в Бельгии и Голландии. Главными центрами архитектуры модерна стали Париж, Вена и Брюссель; в Германии — Мюнхен и Дармштадт, в Великобритании — Глазго, в Испании — Барселона, в Италии — Турин, в России — Москва. В этих городах он представлен главным образом в архитектуре городских особняков для состоятельных заказчиков, в дорогих многоквартирных зданиях, загородных виллах и дачах. Вычурность и театральность модерна, чуждая рациональной природе строительства, не способствовала его закреплению в архитектуре на долгое время. Завершив творческие поиски и продемонстрировав новые возможности в самом начале XX в., модерн оказал большое влияние на всё последующее развитие архитектуры.

В. Орта. Дом Тасселя. 1892—1893 гг. Люксембург

«Совершенным зодчим искусства модерн» называют бельгийского архитектора Виктора Орта (1861 —1947). Ритмические, плавно изогнутые линии фасадов придавали его сооружениям удивительную подвижность. Они асимметричны, лишены резких переходов, линии переплетаются, разбегаются и вновь сходятся в одной точке. Мягкость дерева, прочность камня и изящество линий металлических конструкций он мог объединить в одно целое. Дерево и камень порой утрачивали свойственные им особенности, становились пластичными, зыбкими и текучими. Металлическим конструкциям, подобно живым существам, также сообщалось «движение». Ажурные плетения металлических решёток органично сочетались с поверхностью стен, оконных проёмов, балконов и эркеров.

В. Орта. Вестибюль особняка Эйтвельд. 1895—1897 гг. Брюссель

Приверженность к природным мотивам орнаментов определила стиль многих произведений Виктора Орта. Дом Тасселя по праву считается первым образцом «чистого модерна». Он принёс всемирную известность и славу начинающему архитектору. Вестибюль восьмигранной формы, ограниченный металлическими конструкциями, плавно переходит в гостиную и лестницу. Волнистые линии балюстрад и несущих колонн, текучее движение гнутых линий не ограничиваются только горизонтальным направлением. С помощью изогнутых лестничных маршей, которые напоминают ручей, извивающийся среди деревьев, трав и цветов, создаётся впечатление движения по вертикали. Металл «оживает», превращается в клубы дыма, стволы деревьев, на которых «растут» металлические ветки и листья. Общее впечатление усиливают тонкий орнамент кованых лестничных ограждений, геометрические узоры мозаичных полов, пронизанные солнечным светом разноцветные яркие стёкла витражей.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru