Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Практическая работа к главе 2

Вопросы и задания

  1. Чем можно объяснить, что в XVII в. архитектура была ведущим видом искусства? Каковы характерные черты архитектуры западноевропейского барокко? Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? Почему архитектура барокко вызывала крайне противоречивые суждения?
  2. Почему Италию называют родиной архитектурного барокко, а Рим — его столицей? Докажите справедливость этих утверждений на примере известных вам произведений Лоренцо Бернини. Что отличает художественную манеру зодчего?
  3. Какие черты стиля вы могли бы отметить в творчестве Ф. Б. Растрелли? Что отличает созданные им сооружения от известных вам произведений архитектуры западноевропейского барокко? В какой мере зодчему удалось воплотить традиции древнерусской архитектуры? Аргументируйте свой ответ.

Ф. Б. Растрелли. Большой Екатерининский дворец. 1752—1757 гг. Царское Село

Творческая мастерская

  1. Что, на ваш взгляд, отличало сооружения барокко от творений зодчих эпохи Ренессанса? Сравните известные вам произведения. Как вы думаете, почему барочному зданию «так хочется» организовать вокруг себя пространство в виде целого ансамбля?
  2. Какие градостроительные идеи выдвинуло искусство барокко и в чём суть их образности? Попробуйте доказать свои наблюдения, опираясь на главное творение Л. Бернини — площадь собора Святого Петра в Риме.
  3. Что обеспечивает стилистическую целостность ансамблей загородных резиденций Растрелли (Большого дворца в Петергофе или Екатерининского дворца в Царском Селе)? Как в них решается проблема синтеза искусств (скульптурный декор, интерьеры, мебель и др.)?
  4. Искусствовед А. А. Карев отмечает, что «в зданиях Растрелли заложен один из существенных принципов барокко — вовлечение в единое, почти нерасчленимое живописное целое всего многообразия деталей и форм. Пластическая активность его архитектуры и использование иллюзорных эффектов позволяют, с одной стороны, организовывать большие пространства перед фасадами, с другой — зрительно раздвигает пространство интерьеров. Всеми этими средствами Растрелли пользуется с артистической виртуозностью». Докажите справедливость этого утверждения на примере известных вам архитектурных сооружений мастера.
  5. Если вам приходилось бывать в Санкт-Петербурге и его пригородах, то подготовьте заочную экскурсию по памятным местам, связанным с творчеством Ф. Б. Растрелли. Каковы ваши впечатления от этих творений зодчего?
  6. Попробуйте снять любительский видеофильм об архитектурных памятниках барокко, имеющихся в вашем городе.

Большой каскад. Петергоф

Темы проектов, рефератов или сообщений

«Шедевры архитектуры западноевропейского барокко»; «Лучшие достижения итальянского барокко»; «Лоренцо Бернини — гений барокко»; «Рим — столица архитектурного барокко»; «Национальное своеобразие развития стиля барокко в России»; «Петербург Ф. Б. Растрелли»; «Дворцовые ансамбли Ф. Б. Растрелли в Санкт-Петербурге и его пригородах».

Книги для дополнительного чтения

  • Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Базен Ж. Барокко и рококо. М., 2001.
  • Барокко. Архитектура. Скульптура. Живопись / под ред. Р. Томана. М., 2000.
  • Дасса Ф. Барокко. Архитектура между 1600 и 1750 годами. М., 2002.
  • Искусство XVII века. Голландия, Франция, Англия, Германия. М., 1995. (История искусства).
  • Карев А. А. Искусство XVIII века в России. М., 2004.
  • Лоренцо Бернини. Воспоминания современников. М., 1965. Мастера искусства об искусстве / под ред. А. А. Губера. М., 1967. Т. 3.
  • Муратов П. П. Образы Италии. М., 1994.
  • Прусс И. Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. (Малая история искусств).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru