Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

21.3. Архитектурные шедевры А. Гауди

Известный зодчий XX в. Лe Корбюзье, побывавший в Барселоне и потрясённый архитектурными сооружениями Антонио Гауди-и-Корнета (1852—1926), сказал:

    «То, что я видел в Барселоне, было творением человека потрясающей энергии, веры и технических способностей, воплощённых в каменных изваяниях. В его руках любой камень обретает жизнь... Гауди — архитектор с большой буквы, непревзойдённый знаток камня, железа, кирпича».

Творчество замечательного испанского архитектора, оставившего глубокий и яркий след в истории мировой архитектуры, по-прежнему вызывает крайне противоречивые оценки критиков. Одни считают его творения порождением «больного воображения», способного плодить только «каменных монстров», другие признают методы Гауди в архитектуре «революционными» (Н. Фостер), ставшими «народным достоянием», «проводниками чувства и смысла» (М. А. Криппа). Крайне противоречивое и от этого не менее притягательное творчество А. Гауди и сегодня остаётся объектом повышенного интереса и поводом для неугасающих острых дискуссий.

А. Гауди. Дом Висенса. 1883—1888 гг. Барселона

Перекинув своеобразный мост от средневековой готики и барокко к модерну, активно используя их достижения в своих произведениях, А. Гауди сумел найти собственный оригинальный стиль, названный «каталонским модерном». Его сооружения изобилуют символами и аллегориями, уводят зрителя в мир сказок, легенд и преданий. Дом Висенса, один из первых шедевров архитектора, развивает тему арабских сказок «Тысячи и одной ночи». Закруглённые башни, изящные металлические орнаменты в виде пальмовых листьев, ритмично чередующиеся пояса арок, глухие окна с коваными решётками... Есть в нём что-то от мавританских традиций, музыкального произведения, скульптуры. Чтобы почувствовать пластичность форм, непрерывность перетекающих объёмов, особый ритм арок и окон, необходимо обойти его со всех сторон, как этого требует любое произведение круглой скульптуры. Стены сооружений Гауди нередко воспринимаются сплошными разноцветными коврами. Излюбленный приём — использование керамики. Мотивы для неё он черпал в самой природе, объясняя таким образом:

    «Когда я проводил первые замеры участка, земля под ногами была полностью покрыта теми самыми жёлтыми цветами — бархатцами, которые я использовал в качестве декоративного мотива для керамики. Пышная пальма тоже была здесь, она и подвигла меня к созданию мотивов для ворот и дверей дома».

Гауди считал, что архитектурные творения сродни природному организму, а потому они изобилуют диковинными животными и растениями. Голубовато-зелёный фасад Дома Батльо напоминает то вспененную морскую волну, то всплески вулканической лавы, то кожу диковинных животных. Колонны перед входом похожи на ноги слона, крыша ассоциируется с хребтом динозавра. Балконы прилепились к скале здания, как гнёзда ласточек. Обыкновенные дымоходы он превращает в фантастические башни. Дракон (символ города Барселоны) будет часто присутствовать на фасадах сооружений архитектора.

А. Гауди. Дом Батльо. 1904—1906 гг. Барселона

Не менее интересны его находки в оформлении интерьеров, в которых проявилась богатейшая фантазия художника. По сторонам дверей важно и гордо стоят в воде цапли. Столовую он превращает в осенний сад, наполненный шумом журчащей воды, щебетанием птиц, едва различимым шелестом деревьев. Здесь благоухают цветы и как-то по-особому пахнут спелые плоды.

А. Гауди. Собор Саграда Фамилия. 1883—1926 гг. Барселона

При этом Гауди много размышлял над удобством и рациональной планировкой зданий. Дом Мила — одно из самых неожиданных и совершенных творений архитектора. Во внутренней планировке здания нет двух одинаковых комнат, прямых углов и ровных коридоров. Каждая квартира уникальна. Любой элемент конструктивен, наполнен движением. Фасад здания напоминает колышущуюся массу водорослей. Окна то выступают, то углубляются внутрь волнистых стен, лоджии-эркеры похожи на пчелиные соты, параболические арки рождают ощущение лёгкости и бесконечности пространства. Крыша дома с фантастически причудливыми печными и вентиляционными трубами представляет собой яркий цветочный ковёр, выполненный в керамике.

А. Гауди. Дом Мила. 1906-1910 гг. Барселона

Гауди принадлежало первенство в практическом осуществлении идеи синтеза искусств, провозглашённой модерном. Она нашла воплощение в художественном решении парка Гюэль, одном из любимых мест отдыха жителей Барселоны, взятого под охрану Всемирной организацией ЮНЕСКО. Гауди выступил здесь как архитектор, скульптор и живописец, давший безграничную волю своей творческой фантазии. Барочные марши лестниц, причудливые павильоны с башенками, напоминающими коралловые рифы, фонтаны, их необычное скульптурное оформление — всё призвано поразить воображение зрителя и удивить его. Через середину парка, извиваясь, проходит стена, она же скамья, украшенная мозаиками, с картинами, сложенными из осколков стекла, битой посуды, кафеля и бракованных изделий гончарных мастерских. Парковый ансамбль, с его колоннами, террасами, залами, фантастическими скульптурами, построенный по принципу контраста, является подлинным шедевром мирового искусства.

А. Гауди. Парк Гюэль. 1900—1914 гг. Барселона

Главное творение Гауди — собор Саграда Фамилия (Святого семейства), который он не успел завершить при жизни. По замыслу собор должен был стать архитектурным воплощением сюжетов Нового Завета. Три его портала символизируют Веру, Надежду и Любовь. Средний представляет собой глубокий грот Вифлеема; он убран цветами, над которыми летают птицы. Изысканные силуэты четырёх башен завершаются декоративными крестами-шпилями. Каждый столп и каждая колокольня посвящены апостолам, капители колонн символизируют добродетели, на дверях внутреннего портика — символическое изображение десяти заповедей. Храм, воздвигнутый в традициях готики, в то же время является порождением эпохи модерн. Гауди успел возвести только левую башню западного фасада. После смерти архитектора в 1926 г. строительство собора остановилось. В настоящее время архитекторы продолжают начатое дело по чертежам и макетам автора.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru