Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

Глава 22. Символ и миф в живописи и музыке

На вопрос о том, могут ли художники отразить в своём творчестве суть вещей и явлений, дать им «названье», «удержать в полёте» красоту и гармонию мира на рубеже XIX—XX вв., попробовали ответить художники-символисты (греч. symbolon — знак, опознавательная примета, символ). Известный русский философ Н. А. Бердяев (1874—1948) давал такое его определение:

    «Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире».

Вступая в конфликт с искусством реализма и натурализма, символисты сделали попытку постичь внутреннюю тайну бытия, суть вещей и явлений, выразить их «изначальную идею».

Напротив, с романтизмом у символистов было немало общего: обращение к миру чувственной интуиции, поиски идеи и истины в потустороннем, мистическом пространстве, воспроизведение таинственных картин далёкого прошлого (в первую очередь Античности и Средневековья).

Продолжая традиции романтизма, символизм выразил стремление к духовной свободе, трагическое предчувствие надвигавшихся социальных катастроф и сомнения в духовных ценностях. Для открытия особой «скрытой реальности» символистам потребовались теоретическая программа и новые художественные средства.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru