Учебник МХК для 11 класса

Мировая художественная культура

       

22.3. Музыкальный мир А. П. Скрябина

Музыка рубежа XIX и XX столетий успешно развивала лучшие традиции западноевропейского романтизма и русских композиторов «Могучей кучки». Вместе с тем она продолжала смелые поиски в области формы и содержания, представляя на суд слушателей оригинальные сочинения, поражающие новизной замысла и его воплощения.

Александр Николаевич Скрябин (1872—1915) выразил своё творческое кредо в одной из записей в дневнике (1900):

    «Я всё-таки жив, всё-таки люблю жизнь, люблю людей... Я иду возвестить им мою победу... Иду сказать им, что они сильны и могучи, что горевать не о чем, что утраты нет! Чтобы они не боялись отчаяния, которое одно может породить настоящее торжество. Силён и могуч тот, кто испытал отчаяние и победил его!»

Эти слова Скрябин написал в 28 лет, когда был уже автором нескольких десятков фортепианных прелюдий, мазурок, экспромтов, ноктюрнов, трёх сонат, Концерта для фортепиано с оркестром, Первой симфонии с «Гимном искусству» в финале. Но главные сочинения композитора были ещё впереди...

А. Я. Головин. Портрет А. Н. Скрябина. 1915 г. Мемориальная квартира Н. С. Голованова, Москва

В историю мировой музыкальной культуры А. Н. Скрябин вошёл как композитор, завершивший классический период развития русской музыки, как смелый новатор, обогативший её новыми открытиями и свершениями, расширивший возможности музыкального языка. Его вечно ищущий, мятущийся дух, не знавший покоя и уносящий всё к новым неизведанным горизонтам, блестяще проявил себя почти во всех сферах музыкального творчества. Ещё в юности Скрябин говорил, что ему не интересно всё обыденное, что по-на-стоящему его влечёт только «особенное, чрезвычайное, экстатическое». Позже он определит две главные сферы своего творчества как «высшую грандиозность» и «высшую утончённость». И действительно, перед слушателями он выступил не только как утончённый лирик и мечтатель, но и как глубокий философ, мыслитель, обдумывающий глобальные вопросы мироздания. Композитор Н. Я. Мясковский (1881 —1950), увидевший в нём «гениального искателя новых путей», писал:

    «Он открывает перед нами такие необычайные... эмоциональные перспективы, такие высоты духовного просвещения, что вырастает в наших глазах до явления всемирной значительности».

Творчество А. Н. Скрябина нередко связывают с символизмом. Для этого были основания: его мировоззрение оформилось к началу XX в. — времени, этапному в истории русского символизма, — и имело с ним немало общего. Его художественные искания во многом определили поэты-символисты, а также современные философские и мистические учения. Композитору, верившему во всемогущество искусства, которое способно изменить мир и человека, особенно близкой оказалась идея преобразующей миссии художника-творца. «Всё, что существует, существует в моём сознании. Мир... есть процесс моего творчества». Под воздействием этой идеи формировался философский подтекст многих его сочинений. Мучительные поиски духовного начала составляют основную драматургию многих сочинений композитора, в которых он стремился передать мир зыбких и утончённых переживаний человека. В созданных музыкальных образах-символах, надолго запоминающихся слушателям, он воплощает душевный порыв, восторг и сомнение, силу страсти и томление Духа.

Вершиной творчества Скрябина можно считать «Поэму экстаза» (1907) — большое произведение, написанное в сонатной форме, представляющее собой своеобразный гимн всепобеждающей мощи человеческого Духа. Оно рассказывает о том, как душа человека проходит трудный путь от неясных предчувствий и тревоги к высшей духовной радости, обретая огромную силу и энергию. В «ритмах тревожных» в нём передана накалённая атмосфера первой российской революции, напряжённое предчувствие грядущих катастроф. Не случайно в стихотворном тексте программы Скрябин упоминал о Вселенной, объятой «пожаром всеобщим». Впервые «Поэма экстаза» прозвучала в России в 1909 г. и имела колоссальный успех. В одиннадцатый раз выпускнику Московской консерватории была присуждена премия имени М. И. Глинки.

Л. О. Пастернак. А. Н. Скрябин за фортепиано. Рисунок. 1909 г.

Блистательный путь Скрябина в музыке продолжило самое значительное его сочинение — «Прометей» («Поэма огня»), написанное в 1910 г. Оно прославляет духовную мощь человека-творца, победившего силы мрака и тьмы. Античный миф о Прометее, явившийся для композитора неким творческим импульсом, был трактован в русле эстетики символизма. Его интерпретация оказалась слишком неожиданной. Автор не ставил перед собой цель передать содержание известного мифа о титане, похитившем у богов небесный огонь и подарившем его людям. В Прометее он видел символ творческой активности, вечного движения жизни, энергии Вселенной. Главную тему и сюжет произведения определила идея сотворения мира из хаоса и разумного преображения его в Космос, во Вселенную. Вот как передавал сюжет «Прометея» музыкальный критик и композитор Б. В. Асафьев (1884—1949):

    «На вершинах гор в ледниковых полях зарождается действие. Таинственно холодный свет брезжит вокруг. Спят разрушительные силы Хаоса. К ним взывает властный, повелевающий голос. Пробуждаются спящие силы. Рождается противоборство. Вспыхивают огни, сочетаются в пламя. Великий небывалый пожар!»

Как видим, сочинение Скрябина совсем не случайно имело подзаголовок «Поэма огня». Образ огненной стихии, один из любимых для композитора, был трактован в условном контексте и воспринимался как олицетворение жизни. Силы мрака отступали перед сиянием огня, пылающего в руке титана. Огонь и лучезарный свет, принесённые Прометеем, являлись символом победы добра над злом, символом человеческого знания, духовного прозрения истины.

Музыка «Прометея» была построена на неизвестном прежде сочетании из шести звуков, получившем позже название «прометеевского аккорда» — символа первозданной стихийности. Проходя через всё произведение, он объединял множество тем, придавая им своеобразное звучание. Из шести звуков «прометеевского аккорда» вырастали неслыханные созвучия, невероятные сочетания музыкальных тембров, оркестровых красок, звучание хора, поющего без слов. Музыке действительно был придан характер «вселенского», космического обобщения.

Поэт-символист К. Д. Бальмонт так описывал свои впечатления от услышанной музыки:

    «Это было видение поющих падающих лун. Музыкальных звёздностей, арабесок, иероглифов и камней, изваянных из звука. Движение Огня. Порывы Солнца... Сочетание света именно с музыкой Скрябина неизбежно, ибо вся его музыка световая ».

Создавая своё уникальное произведение, Скрябин мечтал о воплощении идеи синтеза искусств, о соединении звука и света. При исполнении «Прометея» он намеревался использовать свет. В партитуре он обозначил, как должно меняться цветовое освещение зала во время звучания музыки. К сожалению, Скрябину не суждено было осуществить свой замысел из-за отсутствия необходимых технических средств. Лишь в наше время это удивительное сочинение было исполнено так, как мечтал автор.

Л. О. Пастернак. Исполнение «Прометея» при участии А. Н. Скрябина

Творчество Скрябина по достоинству было оценено многими современниками композитора. Поэт Б. Л. Пастернак, оставивший о нём интересную книгу воспоминаний, отмечал:

    «Гармонические зарницы «Прометея» и его последних произведений кажутся мне только свидетельством его гения... я поверил ему без доказательства».

Музыка Скрябина звучала на многих концертных площадках мира, в том числе и на знаменитых Русских сезонах С. П. Дягилева (1872—1929). Дальнейшая судьба композитора сложилась трагично: в 44 года он неожиданно умер от заражения крови. На смерть Скрябина откликнулись многие современники, в том числе и известный поэт-символист В. Я. Брюсов:

        Металл мелодий он посмел расплавить
        И в формы новые хотел излить;
        Он неустанно жаждал жить и жить,
        Чтоб завершённым памятник поставить...

К счастью, словам поэта было суждено сбыться: Скрябин был и остаётся «звездой первой величины» (Н. А. Римский-Корсаков).

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru