Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Лики Аполлона

        Много в Олимпе богов сильней златовласого Феба;
        Что ж ты, других позабыв, жертву приносишь ему?
        Много сильных богов восседает на горнем Олимпе,
        Все же подвластны они воле Фортуны слепой;
        Феб златовласый один от дерзкой Фортуны свободен,
        Жертвы ему одному гордый приносит певец.

А. С. Хомяков

Многочисленные изображения Аполлона украшают сегодня чуть ли не все оперные театры мира и огромное число музеев. Для нас бог Аполлон — покровитель искусства и муз, олицетворение обаятельной мужественности и юной красоты. После посещения музеев Ватикана русский поэт А. Н. Майков (1821—1897) так выразил свое отношение к этому богу-олимпийцу:

        В ушах звенит стрела от лука Аполлона,
        И лучезарный сам, с дрожащей тетивой,
        Восторгом дышащий, сияет предо мной.

А для древних греков? Для них бог Аполлон имел двойной облик. Так, например, в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера он часто упоминается как бог-убийца, жестокий и безжалостный, «друг нечестивцев, всегда вероломный».

        ...Внял Аполлон сребролукий:
        Быстро с Олимпа вершин устремился, пышущий гневом,
        Лук за плечами неся и колчан, отовсюду закрытый;
        Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
        В шествии гневного бога; он шествовал, ночи подобный.

Гомер. Илиада
(Перевод П. П. Гнедича)

Само имя бога Аполлона ассоциировалось с греческим глаголом «аполлюми», что означает губить.

Позднее Аполлон становится воплощением красоты всех олимпийских богов, олицетворением греческого идеала Человека. Именно таким запечатлели его Фидий, Пракситель и Jleoxap, выдающиеся скульпторы Эллады. Чем же объясняется такое различие в восприятии бога Аполлона? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к мифу о рождении Аполлона и его сестры Артемиды.

Аполлон и Артемида были детьми Зевса и Латбны, родившимися на острове Делос. Именно там смогла найти укрытие их мать от преследований Геры, жены Зевса. Олимпийские боги, зная мстительный и ревнивый характер Геры, сжалились над несчастной Ла-тоной. Вскоре у нее родились Аполлон, а затем и Артемида. Громко славили родившегося бога собравшиеся на острове Делос, поднося ему амброзию и нектар.

Вот Аполлон сделал первый шаг — и остров покрылся ароматными цветами и травами. Он взглянул на небо — и выхватил взглядом солнечный луч, похожий на лук и стрелы. Еще мгновение — и эти лучи-стрелы превратились в кифару. С тех пор лук и лира стали его неотъемлемыми спутниками.

Месть и преследования ревнивой Геры не прекращались. Вот она посылает страшного дракона Пифона отомстить Латоне и ее детям. Но ни ужасный вид чудовищного змея, изрыгающего из пасти огонь, ни темнота мрачного ущелья, ни седой от пены горный поток и клубившийся туман не смутили мужественного Аполлона. Стрелу за стрелой посылает он без промаха в пасть чудовища. Стрелы дождем сыплются на покрытое чешуей тело Пифона, извивающееся между скал. И вот, наконец, звучит победная песнь Аполлона. Страшное чудовище повержено, больше никто не посмеет причинить Латоне и ее детям зло. Отныне здесь будет возвышаться храм в честь победы Аполлона над Пифоном.

Место, где, по преданию, состоялось сражение между Аполлоном и Пифоном. Дельфы. Современное фото

Выдающиеся скульпторы Древней Греции запечатлели Аполлона в его схватке с Пифоном. Знаменитая скульптура Леохара «Аполлон Бельведерский», дошедшая в римской копии, и сегодня пленяет совершенством образа и мастерством исполнения. Фигура Аполлона выражает душевный порыв и мужественность, красоту юности и мягкую нежность. Мускулы лица напряжены, он только что выпустил стрелу в чудовище, и теперь его гордый взгляд устремлен в бесконечность. Мягкие волосы, как нежные струящиеся завитки виноградной лозы, которую колеблет легкий ветерок, играют на этой божественно красивой голове. Торжествующей походкой победителя он идет вперед. Движения Аполлона кажутся несколько артистичными, но это нисколько не снижает его величия и красоты. Перед нами поистине высокий идеал Человека, воплощенный в произведении великого скульптора.

Лeoxap. Аполлон Бельведерский. IV в. до н. э. Музеи Ватикана, Рим

Не менее известен скульптурный портрет «Аполлон Сауроктон» («убивающий ящерицу») Праксителя. Он решен в несколько ином ключе. В грациозной фигуре юноши, опершегося о дерево и целящегося заостренной тростинкой в скользящую по стволу ящерицу, трудно узнать грозного бога, поразившего Пифона. Гибкий и стройный юноша с вьющимися волосами, перевязанными лентой, забавляется игрой с ящерицей. Не мужественность и душевный порыв воплощены здесь скульптором, а созерцательность, лиричность настроения, непринужденность и одухотворенность.

Пракситель. Аполлон Сауроктон. Ок. 340 г. до н. э. Лувр, Париж

Итак, Пифон повержен, и на месте победы Аполлона в Дельфах возведен храм. Отныне это место станет священным, а дельфийский оракул будет прорицать людям волю богов.

Святилище в Дельфах представляло собой величественное зрелище. Оно было возведено в конце IX в. до н.э. и располагалось террасами на горе Парнас у подножия Кастальского ключа. Со всех сторон его опоясывала рельефная лента, на которой был изображен совет богов, сидящих на скамьях и беседующих друг с другом. Приходивший в святилище Аполлона Пифийского в Дельфах у входа омывал себя в волшебном Кастальском ключе, как бы снимая все земные грехи. Он видел перед собой стоящего в колеснице, запряженной четверкой лошадей, бога Аполлона и невольно преклонялся перед этим божеством. Здесь он получал пророческие ответы Аполлона о любых предполагаемых действиях греков, объявлении «священных войн» или их окончании.

Храм Аполлона в Дельфах. V в. до н. э.

Другой достопримечательностью Дельф стало место в одной из расщелин скалы, где находился оракул, произносивший прорицания любому, кто интересовался своей судьбой. К сожалению, о древнем храме почти ничего не известно, от него остались лишь части скульптурной декорации и некоторые архитектурные фрагменты. Но и они наглядно свидетельствуют о широком распространении культа Аполлона в эпоху античности.

В Дельфах, ставших крупнейшим политическим и культурным центром, раз в четыре года проводились знаменитые Пифийские игры. Их покровителем стал бог Аполлон. В конкурсных соревнованиях участвовали музыканты и певцы, танцоры и драматические артисты.

Неизвестный автор. Аполлон и Артемида, убивающие детей Ниобы. Ок. 400 г. до н. э. Роспись кратера

Бог Аполлон был не только прорицателем и Фебом лучезарным. В произведениях искусства также запечатлен его жестокий лик.

У высокомерной и тщеславной Ниобёи, дочери Тантала и жены царя Фив, было четырнадцать детей.

И от этого «счастливейшей матерью можно было б Ниобу назвать». Но она осмелилась посмеяться над Латбной, матерью всего двоих детей. Аполлон и Артемида решили отомстить за обиды, нанесенные их матери, и наказать дерзкую Ниобею за высокомерие и заносчивость.

В колчане Аполлона и Артемиды всегда были и смертоносные стрелы, подобно молнии, внезапно поражающие врага. Неожиданно раздается свист стрел... Один за другим к ногам Ниобеи падают ее мертвые дети. Ужас и страх объяли несчастную мать, смертельная бледность покрыла ее лицо. Ничем она не может помочь своим детям. Оцепеневшая от горя, Нио-ба была превращена Зевсом в скалу, источающую слезы. Так она продолжала оплакивать детей...

Трогательно и поэтично описан этот миф в «Метаморфозах» Овидия:

        Сирой сидит, между тел сыновей, дочерей и супруга, —
        Оцепенев от бед. Волос не шевелит ей ветер,
        Нет ни кровинки в щеках; на лице ее скорбном недвижно
        Очи стоят; ничего не осталось в Ниобе живого...
              ...нутро ее все каменеет.
        Плачет, однако и вот, окутана вихрем могучим,
        Унесена в свой отеческий край. На горной вершине
        Плачет: поныне еще источаются мрамором слезы.

(Перевод С. Шервинокого)

Вглядимся в созданную на мифологический сюжет роспись кратера «Аполлон и Артемида, убивающие детей Ниобы». Неизвестный мастер стремится передать жестокий характер схватки. Твердой рукой мечет стрелы Аполлон. Его божественную красоту и пластику движения оттеняет изящная стройность Артемиды, одетой в пёплос. На земле лежат дети несчастной Ниобы, безжалостно пронзенные стрелами. Их предсмертные движения и позы печально драматичны. Несомненно, художник с большим сочувствием отнесся к изображению мучительной гибели детей.

Жестокий лик Аполлона запечатлен и в известном мифе о его состязании с сатиром Марсием, одним из искуснейших флейтистов в свите Диониса.

Аполлон, игравший на лире, рассердился на возгордившегося своим искусством Марсия и вызвал его на музыкальное состязание. Поначалу оба были на равных, но Аполлон предложил Марсию сыграть на инструменте с другой стороны. На флейте это оказалось невозможным, а поэтому музы, выступавшие в этом поединке в качестве судей, присудили победу Аполлону. Теперь ему предоставлялось право избрать наказание для проигравшего.

Школа Праксителя. Музыкальное состязание Аполлона и Марсия. IV в. до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Наказание для Марсия он выбрал ужасное: привязал его к сосне и содрал с живого кожу. Сатиры и нимфы пролили много слез о несчастном музыканте, из этих слез образовалась река, потом названная его именем. Кожу Марсия Аполлон приказал повесить в одной из пещер, и, как гласит предание, она трепетала от радости, когда раздавались звуки флейты, и оставалась неподвижной, когда звучала лира.

X. Рибера. Аполлон и Марсий. 1637 г. Национальный музей Сан-Мартино, Неаполь

Картина испанского художника Хусепе Риберы «Аполлон и Марсий» является одним из ярких художественных воплощений античного мифа. Автор изображает момент, когда Аполлон, победивший сатира Марсия в музыкальном соревновании, приступает к осуществлению своей мести. На переднем плане изображен лежащий Марсий. Его грубое лицо, обращенное к зрителю, искажено безумным страданием, мускулистое смуглое тело страшно напряжено, а козлиные ноги крепко привязаны к ветке дерева. Холодный и бесстрастный Аполлон в красно-фиолетовом развевающемся плаще слегка склонился над поверженным противником. Его совершенное и прекрасное лицо — это всего лишь бездушная маска красоты. На заднем плане показаны фавны — спутники Марсия. Глядя издали на страшное зрелище, они затыкают уши, чтобы не слышать стонов своего товарища. Темный фон картины с хмурым грозовым небом и желтыми тревожными облаками, бурой землей и мощными стволами дуба усиливают драматизм происходящего.

Новые, порой неожиданные стороны образа Аполлона открывают его возлюбленные.

«Первая Феба любовь» — прекрасная нимфа Дафна, дочь речного бога Пенея и богини Земли Геи, спасается бегством от преследований Аполлона. Выбившаяся из сил, испуганная Дафна попросила мать превратить ее в лавровое дерево. (В переводе с греческого языка имя Дафна обозначает «лавр».) Тотчас же ее ноги вросли в землю и стали корнями, волосы превратились в листву, а руки — в тонкие ветви.

Л. Бернини. Аполлон и Дафна. Скульптурная группа. 1622—1624 гг. Галерея Боргезе, Рим

Впоследствии растение лавр стало священным для Аполлона, вот почему его часто изображали в лавровом венке или опоясанным ветвями лавра.

Этот мифологический сюжет не раз вдохновлял поэтов и художников. В скульптурной группе «Аполлон и Дафна» Лоренцо Бернини изображен момент, когда Дафна устремилась вперед, слегка отрываясь от земли. Только правая нога бегущего Аполлона касается подножия, которое приподнимается и переходит в очертания дерева, переливается в контур тела нимфы, одевающегося корой. В это время из пальцев ее ног вырастают корни, а из протянутых рук и взметнувшихся волос — листья. Кажется, именно этот момент запечатлен в «Метаморфозах» Овидия:

        Нежная девичья грудь корой окружается тонкой,
        Волосы — в зелень листвы превращаются, руки же — в ветви;
        Резвая раньше нога становится медленным корнем,
        Скрыто листвою лицо, — красота лишь одна остается.

(Перевод С. Шервинского)

Фигура Дафны очаровательна! Оглянувшись и увидев Аполлона, она вскрикивает, и вихрь волос, воспетых Овидием, взвивается вокруг ее слегка запрокинутой головы. Скульптору мастерски удалось передать стремительность бега девушки, ее душевное волнение, растерянность и испуг. Эта скульптурная композиция поразила современников: весь Рим шел смотреть на нее как на одно из чудес. В том же XVII в. французский художник Никола Пуссен создает замечательное полотно «Аполлон и Дафна». Это была одна из последних, к сожалению, незаконченных картин художника. В отличие от Бернини, опираясь на рассказ поэта Овидия, Пуссен обратился к начальному эпизоду легенды, когда в душе Аполлона возникает чувство любви. Бог Солнца в ярко-красном одеянии спокоен и неподвижен. Не замечая восторженных взглядов нимф, он всецело поглощен созерцанием прекрасной Дафны. Слева от Аполлона — Меркурий, который тайком похищает из колчана золотую стрелу, как бы обезоруживая его. Очаровательный амур предусмотрительно пускает стрелу туда, куда устремлен взор Аполлона. Дафна, не желая «возлюбленной зваться», обращается к своему отцу, речному богу Пенею, и просит не выдавать ее замуж. Но мольбы Дафны тщетны. Стрела любви уже пущена...

Н. Пуссен. Аполлон и Дафна. 1634 г. Лувр, Париж

Вопросы и задания

  1. Чем можно объяснить различия художественного воплощения облика Аполлона в произведениях искусства?
  2. Каким запечатлен Аполлон в скульптурных произведениях Леохара и Праксителя?
  3. Что представляло собой святилище Аполлона в Дельфах? Почему этот город стал крупнейшим политическим и культурным центром Греции?
  4. За что отомстил Аполлон Ниобе? Как об этом рассказано в произведениях живописи и литературы?
  5. Как Аполлон наказал силена Марсия? Каково художественное воплощение этого мифа в картине испанского живописца X. Риберы?
  6. Какие новые стороны образа Аполлона открывает его возлюбленная Дафна? О каких произведениях искусства на этот сюжет вы могли бы рассказать?

Творческая мастерская

  1. В одной из своих эпиграмм А. С. Пушкин так отразил результаты сражения Аполлона и Пифона:

        Лук звенит, стрела трепещет,
        И, клубясь, издох Пифон;
        И твой лик победой блещет,
        Бельведерский Аполлон!

    Вы, конечно, почувствовали ироничное отношение Пушкина к страшному чудовищу Пифону. Какими поэтическими средствами оно передано? Что особенно подчеркнуто поэтом в облике бога Аполлона? Зная содержание мифа, попробуйте объяснить причину этой авторской иронии.

  2. Жестокий лик Аполлона запечатлен не только в мифе о Марсии. Другим, не менее суровым наказанием закончилось состязание между Аполлоном и Паном. Познакомьтесь самостоятельно с этим мифом. За что и почему был наказан Пан? Объясните происхождение крылатого изречения уши Миддса. Как вы думаете, какие людские пороки высмеиваются в нем?
  3. Мифологическому сюжету об Аполлоне и Дафне посвящено немало поэтических и живописных произведений. Итальянский художник эпохи Возрождения Поллайоло посвятил ему картину «Аполлон и Дафна». Какое воплощение в ней находит этот мифологический сюжет?

Поллайоло. Аполлон и Дафна. XV в. Национальная галерея, Лондон

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru