Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Нарцисс и Эхо

        ...В ясном зеркальном ручье видит себя самого
        Тот, кто дриадой любим, над этой любовью смеялся,
        Честью ее не считал — тот, кто дриадой любим.
        Замер, дрожит, изумлен, любит, смотрит, горит, вопрошает,
        Льнет, упрекает, зовет, замер, дрожит, изумлен.
        Кажет он сам, что влюблен, ликом, просьбами, взором, слезами,
        Тщетно целуя поток, кажет он сам, что влюблен.

В. Я. Брюсов. Нарцисс

Своим любимцам Афродита дает красоту и блаженство любви. Например, троянского героя Парйса она одаривает любовью самой прекрасной женщины — Елены — ив дальнейшем пристально следит за прочностью их союза. Она внимает мольбам Пигмалиона, оживив для него прекрасную статую Галатёи. Но она жестоко карает каждого, кто противится ее власти или остается непокорным ее чарам. Покарала она и гордого Нарцисса, отвергшего любовь прекрасной нимфы Эхо, которая высохла от горя так, что остался от нее лишь один голос.

Французский художник Никола Пуссен замечательно передал этот сюжет в картине «Нарцисс и Эхо». Мы видим, как постепенно цепенеет тело умирающего юноши. Его жизнь с последним вздохом переходит к белым с красной сердцевиной цветам, распускающимся над склоненной на землю головой. В некотором отдалении от него — призрачный образ опечаленной нимфы Эхо. Неясность очертаний ее тела, почти сливающихся с силуэтом скалы, вызывает у нас иллюзию постепенного исчезновения нимфы, ее превращения в камень (сравните выражение «окаменеть от горя»). А у камня, на котором лежит брошенный плащ юноши, стоит в задумчивости бог любви Амур с пылающим факелом в руках — символом неугасимой любви.

Н. Пуссен. Нарцисс и Эхо. 1630 г. Лувр, Париж

Кисти русского художника Карла Павловича Брюллова принадлежит замечательное полотно «Нарцисс», которое во многом было подсказано картиной Пуссена. Юноша Нарцисс пришел на берег, к которому подступают тенистые деревья. Набегающий ветерок изредка морщит гладь воды, срывает с нее отражения прибрежных деревьев. Пахнет илом, речной водой, скошенной травой и мятой, мечутся над прудом прозрачно-голубые стрекозы. Мгновение — и все замирает в неподвижности. Тишина...

Юноша расположился на каменном мостике и любуется своим отражением в воде. Его жесты и взгляд полны искренности и удивления. Неужели на самом деле он так красив? Кажется, сама природа любуется его обаянием. А вот фигурка улетающего прочь Амура с крылышками, луком и колчаном. Зачем он изображен здесь? Может быть, он намекает зрителю, что любовь к другим покидает того, кто любит лишь себя?

К. П. Брюллов. Нарцисс. 1819 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Несомненно, картина Брюллова будила воображение зрителей, воскрешала в их памяти античный миф, который, казалось, ожил под кистью талантливого художника. За эту картину К. П. Брюллов получил Вторую золотую медаль Академии художеств в Петербурге.

Вопросы и задания

  1. Что рассказывает миф о гордом юноше Нарциссе и нимфе Эхо? Как передан этот сюжет в картине Н. Пуссена и в стихотворении В. Я. Брюсова?
  2. Опишите картину русского художника К. П. Брюллова «Нарцисс». Какие идеи античного мифа сумел воплотить в ней автор?

Творческая мастерская

  1. Сопоставьте известные вам картины на сюжет о Нарциссе художников Н. Пуссена и К. Брюллова с фрагментами из «Метаморфоз» Овидия.

      Чистый ручей протекал, серебрящийся светлой струею...
      Вкруг зеленела трава, соседней вспоенная влагой;
      Лес же густой не давал водоему от солнца нагреться.
      Там, от охоты устав и от зноя, прилег утомленный
      Мальчик, места красой и потоком туда привлеченный;
      Жажду хотел утолить, но жажда возникла другая!
      Воду он пьет, а меж тем — захвачен лица красотою...
      Сам он собой поражен, над водою застыл неподвижен,
      Лежа, глядит он на очи свои...
      Всем изумляется он, что и впрямь изумленья достойно...
      Но ни охота к еде, ни желанье покоя не могут
      С места его оторвать: на густой мураве распростершись,
      Взором несытым смотреть продолжает на лживый он образ,
      Сам от своих погибает очей. И, слегка приподнявшись,
      Руки с мольбой протянув к окружающим темным дубравам, —
      «Кто, о дубравы, — сказал, — увы, так жестоко влюблялся?
      Вам то известно; не раз любви вы служили приютом...
      Вижу я то, что люблю; но то, что люблю я и вижу, —
      Тем обладать не могу: заблужденье владеет влюбленным...»
      Так горевал и, одежду раскрыв у верхнего края,
      Мраморно-белыми стал в грудь голую бить он руками...
      Чахнет и тайным огнем сжигается мало-помалу.
      Красок в нем более нет, уж нет с белизною румянца,
      Бодрости нет, ни сил, всего, что, бывало, пленяло.
      Тела не стало его, которое Эхо любила,
      Видя все это, она, хоть и будучи в гневе и помня,
      Сжалилась; лишь говорил несчастный мальчик: «Увы мне!» —
      Вторила тотчас она, на слова отзываясь:
      «Увы мне!» Если же он начинал ломать в отчаянье руки,
      Звуком таким же она отвечала унылому звуку.

(Перевод С. Шервинского)

Как поэтический текст, во многом послуживший основой для создания картин этих художников, передан живописными средствами? Что в особенности привлекало в нем каждого из художников?

О. Домье. Нарцисс. Цветная литография. 1841—1843 гг. Из серии «Древняя история»

  1. У французского художника Оноре Домье есть графическая серия «Древняя история», в которой представлено ироническое отношение к античному искусству. Нарушая привычные представления о юном и прекрасном Нарциссе, Домье показывает отнюдь не красавца, увидевшего свое отражение в воде. Какое впечатление производит на вас сюжет, запечатленный в цветной литографии Оноре Домье «Нарцисс»?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru