Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

II. Мифология древних славян

        Приветствую в образах вечных —
        Что было, что есть и что будет.

В. Я. Брюсов. Гимн богам

Раздел «Мифология древних славян» познакомит вас с историческими истоками славянской культуры. Объяснение многих народных представлений о жизни мы часто находим в глубокой древности. Какие вековечные традиции наших великих предков живы до сих пор, на чем они держатся? Где источник народной мудрости, запечатленный в пословицах и поговорках, крылатых изречениях русского языка?

Обычаи, верования, обряды и традиции русского народа уходят корнями в глубокую древность, в славянскую мифологию, необычайно богатую, полную самых неожиданных сюжетов и образов. Что мы знаем обо всем этом? К сожалению, очень немного и довольно поверхностно. С детства мы знакомимся со сказками, былинами и баснями, в которых нашли отражение верования наших предков. С их помощью мы также познаем мир, пытаясь ответить на многие интересующие нас вопросы.

Славянскую мифологию часто называют языческой. Это не случайно. Что же такое язычество? Это вера человека не в одного, а во многих богов. В глубокой древности славяне обожествляли землю, огонь и воду, почитали растения и животных. Они знали, что жизнь людей целиком и полностью зависит от сил природы, а поэтому верили в их божественное происхождение и поклонялись им. Не меньшее значение древние славяне придавали культу умерших.

Н. К. Рерих. Идолы. 1901 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Такие представления наших предков о природе и жизни породили языческих богов — Перуна и Велеса, Макошь и Ладу... (Кстати, слово «бог» — исконно славянское, оно обозначает «счастье, удача».) Боги славянской мифологии олицетворяли собой главные природные стихии, выступали в качестве покровителей хозяйства. Вот почему наиболее почитаемыми у славян считались боги грозы и молнии, солнца и ветра, скотоводства и плодородия. С именами верховных богов славянского пантеона были связаны многие суеверия, обрядовые празднества и игры. Некоторые из них (Перун, Велес, Сварог, Макошь) забывались, другие приобретали новые имена. Некоторые поверья о Купале, Ярйле, Коляде просуществовали в русских селениях вплоть до XIX в. Их имена звучали в песнях и поговорках, символически расцветали на полотенцах и в орнаментах народных костюмов, открывались взору в дивных фантастических узорах на наличниках окон.

Существовали у славянских народов и свои представления об устройстве мироздания, связаны они были с понятием Мирового Древа. Считалось, что Вселенная состоит из трех ярусов. Как и Мировое Древо, она имеет нижнюю часть (корни), среднюю (ствол) и верхнюю (ветви, крону). На небе жили высшие боги: Перун, Велес, Дажьбог и др. Земля была отдана духам природы: домовым, лешим, русалкам. Под землей обитали злые демоны. С представлениями о строении Мирового Древа были связаны понятия утра, дня и ночи, прошлого, настоящего и будущего, трех природных стихий: земли, воды, огня.

Замечательный исследователь славянской культуры А. Н. Афанасьев (1826—1871) в книге «Древо жизни» говорит о том, что славяне, как и многие другие народы, связывали свои представления о Мировом Древе с дубом. Около него наши предки вершили праведный суд, жертвоприношения, приписывали ему целебные свойства. Вот что мы читаем об этом:

«А посреди рая древо животное, еже есть божество, и приближается верх того дерева до небес. Дерево то златовидно в огненной красоте; оно покрывает ветвями весь рай, имеет же листья от всех дерев и плоды тоже; исходит от него сладкое благоухание, а от корня его текут млеком и медом двенадцать источников».

А вот как представлен этот образ в стихотворении поэта К. Д. Бальмонта (1867—1942) «Славянское Древо»:

      Корнями гнездится глубоко,
      Вершиной восходит высоко,
      Зеленые ветви уводит в лазурно-широкую даль.
      Корнями гнездится глубоко в земле,
      Вершиной восходит к высокой скале,
      Зеленые ветви уводит широко в безмерную синюю даль.
      Корнями гнездится глубоко в земле и в бессмертном подземном огне,
      Вершиной восходит высоко-высоко, теряясь светло в вышине,
      Изумрудные ветви в расцвете уводит в бирюзовую вольную даль.

С Мировым Древом связана идея вечной жизни и бессмертия. Оно всегда недоступно для злых и темных сил. Славянское древо — источник красоты, добра и чуда — хранит тайну бытия. Этот образ впитал в себя вселенские соки из глубин земли и небесных высот, из невидимых источников народного духа. Каждый, кто приобщается к нему, черпает неиссякаемую силу и укрепляется духовно.

        Свежительны бури, рожденье в них чуда,
        Колодец, криница, ковер-самолет.
        И вечно нам, вечно, как сон изумруда,
        Славянское Древо цветет.

После принятия христианства на Руси в 988 г. значение языческих верований и обрядов постепенно ослабевает, а со временем некоторые из них сливаются с православием, дают новое толкование многим явлениям языческой культуры. Часть древних славянских богов соотносится с именами особо почитаемых святых (например, Велес со святым Власием, Макошь с образом святой мученицы Параскевы Пятницы). Другие боги и вовсе утрачивают свое имя, сохраняясь лишь в произведениях устного народного творчества: песнях, сказках и обрядах.

Вопросы и задания

  1. Почему нам интересна славянская мифология? Как она объясняет народные представления о жизни? Проиллюстрируйте свой ответ примерами.
  2. Почему славянская мифология называется языческой? Что такое язычество?
  3. Каким языческим богам особенно поклонялись наши предки? Кто представлял пантеон славянских языческих богов? Какое отражение нашли верования древних славян в произведениях народного творчества? Приведите известные вам примеры.
  4. Какими были представления славянских народов об устройстве мироздания? Какой символический смысл имело для них понятие «Мировое Древо»? Как об этом рассказано в произведениях А. Н. Афанасьева и К. Д. Бальмонта?
  5. Почему после принятия христианства на Руси ослабевает значение языческих верований? Как вы думаете, почему имена древних славянских богов стали соотноситься с именами особо почитаемых христианских святых?

Творческая мастерская

  1. Почему славянскую мифологию называют языческой? Как вы думаете, какие представления наших предков могли стать причиной поклонения языческим богам?
  2. Какие известные вам народные обряды, праздники и игры до сих пор напоминают о языческих верованиях древних славян? Обратитесь к произведениям фольклора (песни, пословицы, поговорки, сказки и былины) и попробуйте объяснить их языческое происхождение.
  3. Какое отражение нашли традиции древних славян в орнаменте народного костюма, узорах на полотенцах, резьбе по дереву?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru