Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Перун — бог грома и молнии

        У Перуна мысли быстры,
        Что захочет — так сейчас.
        Сыплет искры, мечет искры
        Из зрачков сверкнувших глаз.

К. Д. Бальмонт

Перун — особо почитаемое верховное божество древних славян. Его имя связывалось с главными античными богами — Зевсом и Юпитером. От него зависела не только жизнь человека, но и судьба будущего урожая. К нему обращались с просьбами о дожде и с мольбами установить вёдро (хорошую погоду), если долгое время шли ливни.

На Руси Перун считался покровителем князя и его военной дружины, поэтому он часто изображался в образе всадника на коне или колеснице. Культ Перуна на Руси известен с давних пор, но особое его распространение относится к VIII—IX вв., т. е. ко времени до принятия христианства. Например, известно, что киевский князь Владимир повелел сделать идола этого бога и установить его на самом почетном месте города. Его голова была из серебра, усы и борода — из золота, ноги — из железа, в руке он держал копье, похожее на молнию. Там же был обнаружен храм в честь Перуна. Русский поэт XVIII в. М. М. Херасков в поэме «Владимириада» писал:

        Сей мрачный храм вмещал ужасного кумира,
        На нем златый венец, багровая порфира;
        Извитые в руке перуны он держал,
        Которыми разить во гневе угрожал;
        Златые на челе имел велики роги,
        Серебряную грудь, имел железны ноги;
        Горел рубинами его высокий трон,
        И богом всех богов именовался он.

Печальна была судьба статуи после принятия Русью христианства. В отличие от других богов, его не изрубили на мелкие куски, а, привязав к лошадям, били палками до тех пор, пока не достигли реки и не сбросили его в шумные воды Днепра. Люди же, видевшие это чудовищное зрелище, плакали и бежали за своим кумиром. Предание гласит, что Перун оказался на острове Хортица и там нашел свое вечное пристанище. Что оставило нам время от этого культа? На Хортице археологами был обнаружен громадный дуб, в ствол которого было вставлено десять кабаньих челюстей. Ученые предполагают, что именно здесь, у огромного дуба, наши предки совершали обряды поклонения верховному богу.

Клятва перед статуей Перуна. Миниатюра из «Повести временных лет»

Почему все-таки дубу они подносили священные дары? Это не случайно, так как дуб считался священным деревом Перуна. Помните, дуб также являлся священным деревом Зевса и Юпитера — главных богов греческой и римской мифологии. Славяне считали, и. Билибин. Перед алтарем что дуб — храм Перуна. Когда начинается гроза, он якобы прячется в его листве. Если случайно в него ударяет молния, то это означает, что Перун посылает свои грозные кары на людей. Вот почему люди просили у дуба прощения, пощады и божественной милости.

И. Билибин. Перед алтарем

Не меньше почитали Перуна и в Новгороде. Если в Киеве, судя по летописям, Крещение прошло относительно спокойно, то в Великом Новгороде крепко стояли за исконную веру. Князь Владимир Киевский сам не рискнул приехать в Новгород и послал туда Добрыню с приказом сровнять с землей капище (место поклонения) бога Перуна — Перынью. На новгородском вече решили лучше умереть, но не отдавать на поругание богов. Пришлось Добрыне просить помощи в Ростове. Обманом и силой удалось ему покорить новгородцев и разрушить языческую святыню.

И. Акимов. Новгородцы, ниспровергающие Перуна. Конец XVIII — начало XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Перун нередко представал в облике человека с громовой стрелой в руке, напоминающей молнию. Он находился в самом центре священного капища. У его ног ни днем ни ночью не гас огонь. Если по вине жреца огонь все же потухал, то жрецу грозила неминуемая смерть. Громовый знак — колесо с шестью спицами — украшал почти каждый дом, защищая его от молнии Перуна.

Много атрибутов сопровождают изображение этого бога. Один из главных — огненная палица (меч-кладе-нец, палка-дубинка), с помощью которой он может обрушить на землю проливные дожди и иссушить все палящим зноем и засухой.

Издревле Перун символизировал собой четыре стороны света. Интересно, что его имя у некоторых индоевропейских народов вошло в название четвертого дня недели — четверга. (Сравните: во французском языке имя верховного бога Юпитера — «жеди» обозначает также четвертый день недели — четверг.) Всем известна поговорка «После дождичка в четверг», но мало кто ее сегодня связывает с богом Перуном. Тем не менее она имеет к нему самое непосредственное отношение. Именно в этот день славянин-язычник ожидал грозы и дождя, а значит, этот день им воспринимался как залог будущего хорошего урожая. Более того четверг был для него днем, обещающим успех и удачу в любом начинании, предвещал исполнение желаний. Но теперь-то мы хорошо знаем, что дожди могут идти не только по четвергам и счастливый день выпадает не только на четверг. На что же тогда надеяться? На кого уповать? А поэтому теперь эта поговорка приобрела совершенно иной, противоположный смысл и означает сомнение в успешном деле или в надежде на удачу.

Палица — не единственный атрибут этого бога. Есть у него и священный цветок — огненный папоротник, распускающийся в лесной глуши ровно в полночь золотым или ярко-красным цветком. Нельзя упустить этот момент, потому что, как считали наши предки, многочисленные сокровища и клады, спрятанные в недрах земли, загораются синими огоньками на ее поверхности.

Но при чем здесь Перун? По преданию, именно в эту ночь Перун вступает в борьбу с демоном и обрушивает на землю обильные дождевые ливни. Нелегко найти цветок папоротника. Путь к нему преграждает нечистая сила, зорко стерегут его змеи и страшные чудовища. Но если посчастливится сорвать этот волшебный цветок, нельзя останавливаться или оглядываться назад. Надо бежать домой без оглядки. Земля будет ходить под ногами, удары грома и сверкание молний будут сопровождать путь, дикий дьявольский хохот будет внушать страх. Но смелому человеку подвластно все. К завладевшему цветком папоротника придет могучая сила, способная сокрушить любого врага. Отныне он не боится молнии, грома и огня, он способен повелевать злыми духами.

В христианскую эпоху имя Перуна почти ушло из народной памяти и постепенно было соотнесено с именем святого Ильи-пророка, «огненным Ильей», проносящимся по небу на колеснице, запряженной крылатыми конями. Своими молниеносными стрелами он льет на землю дождевые потоки или, наоборот, иссушает обильную влагу на полях. Вот почему в народе различают «Илью мокрого» и «Илью сухого». Каждый год 2 августа, на Ильин день, ждут в народе дождя и грома. Если нет дождя — быть пожарам или засухе. Ильин день — конец красным летним дням. «Илья лето кончает, — говорят в народе. — На Илью до обеда — лето, после обеда — осень!» Никто не работает в этот день в поле и не выгоняет на пастбище скот. Все опасаются гнева божьего.

Илья-пророк, вознесшийся на небеса в огненной колеснице. Древнерусская икона

Во многих старинных песнях и былинах образ святого Ильи-пророка сливается с образом русского былинного богатыря Ильи Муромца. Но все эти сказочные и былинные образы все же восходят к богу-громовнику Перуну. Эту связь можно проследить на таком примере. Известно предание, что куда бы ни ступал конь Ильи Муромца, везде из-под его копыт появлялся источник ключевой воды. Там народ ставил часовню во имя Ильи-пророка.

Вопросы и задания

  1. Почему Перун был особо почитаемым божеством древних славян? С какими просьбами обращались к нему наши предки?
  2. Как на Руси распространялся культ Перуна и почему он был утрачен после принятия христианства? Почему дуб считался священным деревом Перуна?
  3. Как поклонялись Перуну в Великом Новгороде? Какую роль в развенчании его культа сыграл Добрыня?
  4. Что вы могли бы рассказать об атрибутах Перуна: стреле в виде молнии, огненной палице и цветке папоротника? Каким предстает облик этого бога в стихотворении К. Д. Бальмонта?
  5. Почему с именем Перуна связана известная поговорка «После дождичка в четверг»?
  6. Как вы думаете, почему имя Перуна в христианскую эпоху стали соотносить с именем святого Ильи-пророка? Какое отражение это нашло в народных верованиях и приметах?

Творческая мастерская

  1. Приведите примеры из русских народных сказок или былин (об Илье Муромце), где рассказывается о чудодейственной могущественной силе диковинной палицы (дубинки, топора, меча) в руках сказочных или былинных героев. Как с их помощью героям удается победить неприятеля?
  2. Вспомните известные народные сказки, в которых говорится о чудодейственной силе цветка папоротника. От чего исцеляет этот цветок героев сказок? Какими волшебными чарами они обладают? Почему перунов цвет часто называли разрыв-травой?
  3. Что вам известно о празднике Ильи-пророка? Как вы могли бы объяснить смысл некоторых народных пословиц, связанных с этим днем: «До Ильи поп дождя не умолит, после Ильи — баба фартуком нагонит», «До Ильина дня и под кустом сушит, а после Ильина дня и на кусту не сохнет», «До Ильи дождь — в закром, после Ильи — из закрома», «До Ильи мужик купается, а с Ильи с рекой прощается», «Петр и Павел к ночи час прибавил, Илья-пророк — два приволок», «Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом!»

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru