Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Бог-громовержец Зевс

        Вот он, Кронион, повелитель неба!
        Голова его бела как снег,
        Поседели славные кудри, Олимп сотрясавшие!
        В руке у него — потухшая молния,
        На лице — печаль и тоска,
        Но видна еще былая гордость.

Г. Гейне. Боги Греции
(Перевод П. Карпа)

Схватка богов и титанов, длившаяся 10 лет, была отчаянной и жестокой. Могучими и непримиримыми были противники: они швыряли друг в друга горные хребты и громадные скалы. Дрожала Земля, опаляемая жаром молний Зевса. Увы, она ничем не могла помочь своим детям! Стонал и ревел Океан, не в силах сдержать усиливающийся грохот. Казалось, борьбе этой не будет конца... Но вдруг титаны дрогнули. Это Зевс решил призвать себе на помощь циклопов, некогда заточенных отцом Ураном в недра Земли.

Титаны делают последние усилия... «Вкруг туч пожар — мрак бездн — и крыльев снег и мышцы гордые напрягших мощь титанов...» (Вячеслав Иванов). Но тщетно. Они побеждены. Отныне Зевс никому не уступит права властвовать на Земле. Каждый, кто осмелится противиться ему, будет побежден и низвергнут в Тартар, в вековечную тьму.

        Камни огромные в сильных руках держащие,
        Титаны же с другой стороны сомкнули свои ряды
        с полной готовностью...
        страшно кругом заревел Понт безграничный,
        земля сильно загудела, стонало небо широкое
        потрясенное; от основания поколебался
        обширный Олимп
        под силой напора бессмертных, тяжесть
        сотрясения доходит
        до Тартара мрачного; и шагов
        тяжелый звук
        и невыразимого смятения и сильных ударов:
        так они друг в друга метали снаряды, причиняющие стенания.
        Голоса обеих сторон достигали до звездного неба,
        когда они взывали (друг к другу): сходились
        они с страшными криками.

Гесиод. Теогония
(Перевод Ф. Зелинского)

Не могла Гея простить Зевсу гибель сыновей — титанов. Взрастила она в своих подземных недрах гигантов — огромных великанов. Содрогнулся Олимп от их грозного и страшного рева, а боги-олимпийцы поспешили вступить с ними в бой. Неравными были их силы, и тогда Зевс призвал на помощь Геракла. Общими усилиями удалось победить врагов. Немногие гиганты избежали гибели, но с той поры они уже больше никогда не угрожали богам-олимпийцам.

Этот популярный древнегреческий миф запечатлен на фризе мраморного алтаря Зевса и Афины в Перга-ме. Исполненное драматизма изображение борьбы богов и гигантов является одним из высочайших достижений греческой скульптуры. Сражение в разгаре, оно полно трагизма и отчаяния. Мы видим искаженные страхом и болью лица гигантов, слышим звон мечей и щитов, яростный и ликующий рев богов-победителей. Могучие тела сплетаются, подобно клубку змей. Львы с косматыми гривами терзают поверженные тела гигантов, собаки впиваются в них зубами. Битва страшна и ужасна.

Фигура Зевса показана в движении, подчеркнутом глубокими линиями складок плаща. По размерам она значительно превосходит соседние фигуры гигантов. Левой рукой он потрясает эгидой — щитом с головой Горгоны и змеями, правой — мечет молнии. Одна из молний вонзилась в ноги упавшего гиганта. Если другие боги сражаются с одним чудовищем, то Зевс одновременно одолевает троих.

Алтарь Зевса в Пергаме. 181—159 гг. до н. э. Пергамон-музей, Берлин

Рядом с Зевсом — его любимая дочь Афина. Схватив правой рукой гиганта Алкионёя за волосы, он отрывает его от Матери-Земли Геи. Змея Афины кусает гиганта за грудь. На лице Алкионея выражение сильного страдания. В предсмертной агонии он протягивает руку к матери, моля ее о помощи.

Мать-Земля Гея поднялась из почвы. При виде гибнущих сыновей ее глаза наполнились скорбью и отчаянием. Голова с массой густых волос запрокинута назад. У левой руки — рог изобилия, символ плодородия земли. Гея умоляет Афину пощадить ее младшего сына. Справа изображена крылатая Ника, богиня Победы. Возложив на голову Афины венок, она тем самым знаменует победу богов над гигантами.

Русский писатель И. С. Тургенев, увидевший в 1880 г. знаменитый Пергамский алтарь, был поражен его великолепием. Не в силах сдержать своих чувств, он так описал это выдающееся произведение искусства:

«Все эти — то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья, эти орлы, эти тела, эти кони, оружья, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, — все эти разнообразнейшие выражения лиц... это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, и божественность, и божественная жестокость — все это небо и вся эта земля — да, этот мир, целый мир, перед откровеньем которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам...» («Пергамские раскопки»).

Зевс Олимпийский — покровитель людей, городской жизни, защитник обиженных и молящихся за него. Традиционный образ Зевса в произведениях искусства — это сильный мужчина с благородными чертами лица и бородой. В его честь совершались жертвоприношения, возводились храмы и создавались скульптурные памятники.

Храм Зевса в Олимпии. 470—460 гг. до н. э. Реконструкция

Не было, наверное, человека, кто, побывав в Олимпии, не посетил бы одно из чудес света, знаменитый храм Зевса, построенный в 470—460 гг. до н. э. под руководством архитектора Либона. Это был самый большой храм на Пелопоннесе (64 X 28 и высотой до 20 м). Возвышаясь над городом и стадионом, он был виден издалека и почитался одним из главных святилищ Эллады. Сооружен он был из известняка и покрыт штукатуркой, имитирующей мрамор. Ясная гармония пропорций, безукоризненная четкость силуэта, праздничная раскраска, множество скульптур придавали ему особую торжественность и величие. Храм украшали фризы со сценами битв людей с кентаврами и двенадцати подвигов Геракла.

Голова Зевса. Мрамор. Середина V в. до н. э. Национальный музей, Рим

Греки ничего не жалели для сооружения храма. Три высокие мраморные ступени вели к главному входу. За бронзовой дверью в глубине зала восседал на троне Зевс — семнадцатиметровая скульптура, выполненная Фидием примерно в 435 г. до н. э. Казалось, встань он, распрями широкие плечи — и тесно станет ему в этом огромном зале, низким окажется высокий потолок. В правой руке он держал Нику — крылатую богиню Победы, а в левой — царский скипетр с орлом — священной птицей. Голову Зевса украшал венец из масличных ветвей — знак миролюбия грозного бога. Обнаженные части фигуры были сделаны из слоновой кости. Плащ, перекинутый через левое плечо, венец и борода — из сверкающего золота.

На современников статуя производила такое впечатление, что они уверяли: фигура Зевса — это не статуя бога, а само божество. Римский политический деятель и писатель Цицерон (106— 43 до н. э.) считал, что не видел ничего совершеннее, а поэт Филипп выразил эту мысль в стихах:

Зевс Отриколи. Римская копия с греческого оригинала. IV в. до н. э. Музеи Ватикана, Рим

        Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ
        Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?

К сожалению, скульптура Зевса не дошла до нашего времени, сохранились лишь ее мраморные копии, выполненные римскими мастерами и реставраторами последующих эпох. Одну из таких скульптур сегодня можно увидеть в Зале Юпитера в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Скульптура Зевса в Зале Юпитера. Мрамор и бронза. I в. до н. э. Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вопросы и задания

  1. Какую роль сыграл Зевс в схватке между богами и титанами?
  2. Как во фризе мраморного алтаря Зевса и Афины в Пергаме передан драматизм борьбы богов и титанов? Какими в нем предстают Зевс и его любимая дочь Афина? Что усиливает трагизм изображенного образа Матери-Земли Геи?
  3. Какое впечатление произвел Пергамский алтарь на русского писателя И. С. Тургенева? Что особенно поразило его?
  4. Каким было традиционное изображение Зевса в произведениях искусства? Какие атрибуты сопровождали этот образ?
  5. Почему храм Зевса в Олимпии считается одним из семи чудес света? Что представляла собой статуя Зевса, выполненная античным скульптором Фидием? Почему она производила на современников столь сильное впечатление?

Творческая мастерская

  1. Используя этимологический словарь и опираясь на знание греческой мифологии, объясните смысл слова титан. Почему в современном языке так называют людей, наделенных умом, талантом и жаждой деятельности? Кого из деятелей науки и искусства вы могли бы назвать титанами? Почему прилагательное титанический имеет синонимы — огромный, колоссальный?
  2. В 1782 г. при раскопках в Отриколи была найдена огромная голова Зевса — одно из наиболее выразительных воплощений верховного бога в искусстве. Как в ней переданы могущество и величие Зевса?

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru