Учебник МХК для 5 класса

Мировая художественная культура

       

Прометей — «сквозь тысячелетия вперед смотрящий»

        Зло терплю
        За то, что людям подарил сокровища.
        В стволе сухого тростника родник огня
        Я воровски припрятал. Для людей огонь
        Искусства всяческого стал учителем,
        Путем великим жизни. Вот за этот грех
        Под зноем солнца на цепях я распят здесь.

Эсхил. Прометей Прикованный
(Перевод А. И. Пиотровского)

Прометей — титан. После победы богов над титанами он добровольно вступил в союз с богами-олимпийцами, но при этом сохранил свою независимость, мудрость и смелость суждений. Ему жаль братьев, Атланта и Тифона, жестоко наказанных Зевсом:

        Довольно и того, что сердце рвет мое
        Судьба Атланта брата. В странах западных
        Стоит силач, плечами подпирая столб
        Земли и неба, тяжесть непомерную.
        Еще мне вспомнить горько Киликийских гор
        Кочевника, диковинное чудище, —
        Тифона стоголового, рожденного Землей.
        Восстал отважно он на всех богов...
        Но Зевса гром бессонный сбросил в пыль его...
              ...свалился брат,
        В золу испепеленный, в головню сожжен.

Эсхил. Прометей Прикованный
(Перевод А. И. Пиотровского)

Много пользы принес Прометей людям. Согласно некоторым источникам, именно он первым вылепил их из земли и воды. Он создал их смотрящими не вниз, на землю, а вверх — на небо.

        Замешав «молодую землю» «речною водою»,
        Сделал подобье богов, которые всем управляют.
        И между тем, как, склонясь, остальные животные в землю
        Смотрят, высокое дал он лицо человеку и прямо
        В небо глядеть повелел, подымая к созвездиям очи.
        Так земля, что была недавно безликой и грубой,
        Преобразясь, приняла людей небылые обличья.

Овидий. Метаморфозы
(Перевод С. Шервинского)

Этот миф нашел широкое отражение в произведениях античного искусства: в греческой вазописи, рельефах саркофагов. Рассмотрим рельеф саркофага «Прометей, создающий первого человека». Прометей сидит на скале под сенью дерева и держит на коленях маленького человечка. Он только что вылепил его и теперь наносит последние штрихи. Богиня мудрости Афина помогает Прометею, наделяя людей душой и разумом. Высоко поднятым жестом руки Афина сажает на голову одного из них бабочку — символ человеческой души.

Прометей, создающий первого человека. Рельеф саркофага. III в. до н. э. Капитолийские музеи, Рим

Разумеется, Зевс не может примириться с тем, что Прометею принадлежит заслуга создания людей, что он наделен даром предсказания их судьбы. Зевсу ясно одно: миром не могут править два создателя одновременно. А между тем дерзкий Прометей продолжает вмешиваться в спор между людьми и богами. Что люди должны приносить им в жертву? И вот Прометей, решив испытать Зевса, идет на хитрость. Он берет быка, рубит его тело на куски и делит их на две части. Лучшие куски он заворачивает в шкуру быка и кладет сверху желудок — самый плохой кусок. Затем собирает кости, искусно укладывает их, покрывая блестящим жиром. Ничего не подозревающий Зевс берет вторую часть, как самую большую, но сразу же раскрывает обман Прометея.

        Жирные в кучу одну потроха отложил он и мясо,
        Шкурою всё обернув и покрывши бычачьим желудком.
        Белые ж кости собрал он злокозненно в кучу другую
        И, разместивши искусно, покрыл ослепительным жиром.
        Зевс понял обман и отнял огонь.

Гесиод. Теогония
(Перевод Ф. Зелинского)

Чтобы отомстить Прометею, Зевс отнимает у людей огонь, давая при этом понять, кто истинный правитель человечества и кому оно должно поклоняться. Но Прометея не смутил такой поступок Зевса, он готов продолжать с ним поединок. И вновь Прометей прибегает к хитрости. Придя на Олимп, он незаметно похищает искру от божественного огня и прячет ее в тростнике, а затем приносит на землю и дарит людям. Этот дерзкий поступок Прометея не мог остаться безнаказанным. Разгневанный Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к скале на Кавказе и подвергнуть жестокому мучению. Каждый день к скале прилетал орел и выклевывал печень титана.

К популярному мифологическому сюжету обращались многие деятели искусства. В картине фламандских художников Питера Рубенса и Франса Снейдерса «Прикованный Прометей» изображена сцена, в которой Прометей показан прикованным за кисти рук и голени к скале. Он корчится от страшных мук, а в это время огромный орел, распростерший над ним свои крылья, раздирает клювом и когтями его печень. Рядом Гермес, посланный Зевсом убедиться в страшных мучениях Прометея. Огромная по размерам картина (9 X 8) производила на зрителей сильнейший эффект благодаря широкому размаху крыльев хищника, распростертых над могучим прикованным телом пленника. Общий замысел картины принадлежал Рубенсу, орел был выполнен художником Снейдерсом, в то время работавшим в его мастерской.

Рубенс, Снейдерс. Прикованный Прометей. 1618—1620 гг. Музей Вальраф-Рихарц, Кёльн

Не менее выразителен этот мифологический сюжет в скульптуре Федора Гордеевича Гордеева «Прометей, терзаемый орлом», которая принесла начинающему автору звание академика. Образ Прометея стал символом свободолюбивых стремлений, а похищенный им огонь — символом просвещения. Не случайно на подножии изваяния лежит пылающий факел — красноречивый намек, раскрывающий замысел художника.

Сильно искривленные пальцы напряженной вытянутой ноги, крепко сжатая в кулак правая рука, вцепившаяся в прядь волос левая, открытый кричащий рот призваны передать мучительные страдания Прометея. Но основной замысел автора не сводился только к изображению нестерпимой физической боли героя. Главным было воплощение терпеливого и гордого страдания мученика, а также волевого порыва, воплощенного в выражении лица героя. Необычность силуэта, эффектный разворот фигур, сдержанное внутреннее движение придают особую выразительность скульптурному образу. Удачно выбранный материал помог воплотить замысел почти с ювелирной точностью и блестящим мастерством.

Ф. Г. Гордеев. Прометей, терзаемый орлом. Бронза. 1769 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Миф О Прометее нашел широкое ОТра- Эсхил. Римская жение и в произведениях литературы. Но копия с греческого как по-разному представляли его писате- оригинала ли! В «Теогонии» Гесиода Прометей примитивен и груб. Он всего лишь хитрый обманщик, справедливо наказанный Зевсом. Римский поэт Гораций также говорит о «злом обмане» Прометея, что похищенный им огонь повлек за собой многочисленные болезни у людей и сократил им жизнь. Совершенно иначе представлен Прометей в трагедии Эсхила «Прометей Прикованный». Здесь он показан страдающим мучеником, пожертвовавшим собой ради людей.

Немало добрых дел на счету Прометея. Он научил людей жить в обществе, изобрел разные науки и ремесла. Благодаря ему люди строят дома и корабли, умеют читать, считать и писать, различают времена года. Он «открыл им способы смешенья снадобий уврачеваю-щих, чтоб злую ярость всех болезней отражать». «От Прометея у людей искусства все». Сам он владеет «наукой прорицанья» и может истолковать «природу сновидений». В конечном счете этот особый дар прорицания вынудил Зевса послать сына Геракла освободить Прометея в обмен на раскрытие тайны своего будущего. На пути к одиннадцатому подвигу — добыче золотых яблок в саду Гесперид — Геракл освободит Прометея.

Миф о Прометее оказался наиболее устойчивым в истории искусства. Никакие социальные вихри и потрясения не смогли стереть его из памяти человеческой. Особой популярностью он пользовался в романтическую эпоху в XIX в. Тогда Прометей воспринимался как символ свободы, он стал олицетворением художника, получающего у неба огонь творческого вдохновения. Таким мы видим Прометея в стихотворениях поэтов Гёте и Байрона.

Не менее интересны и музыкальные интерпретации мифа о Прометее. Особенно часто к нему обращались композиторы-романтики XIX в. Немецкому композитору Францу Шуберту принадлежит героическая ария «Прометей» на слова поэта Гёте, главная тема которой — беззаветная любовь к свободе. Венгерский композитор Ференц Лист является автором симфонической поэмы «Прометей», в которой главный акцент сделан не на подвиге, а на драматизме переживаний героя. Тема Прометея положена в основу финала «Третьей (Героической)» симфонии Людвига ван Бетховена, рассказывающей о титанической борьбе Прометея, его высоком подвиге во имя человечества и о его доблестной, героической смерти.

XX век подарил миру одно из удивительных музыкальных произведений — симфонию Александра Николаевича Скрябина «Прометей», или «Поэма огня» (1909—1910). Все свои помыслы композитор сосредоточил на одной цели — сочинить величественную музыку, прославляющую безграничную силу человеческого духа и разума. Образ Прометея был для Скрябина символом активной энергии Вселенной. Когда начинаешь слушать эту удивительную музыку, в воображении возникает картина первозданного мира. Она передана знаменитым «прометеевым аккордом», из которого постепенно вырастают образы «космического тумана», тревога и таинственность, напоминающие хаос. Господствующей краской в цветовой гамме «Прометея» не случайно стала фиолетовая, напоминающая сумерки. Из хаоса, скованного тьмой, возникают сменяющие друг друга темы борений, смысл которых сводится к стремлению к вершинам, свету и торжеству чувства.

Портрет композитора А. Н. Скрябина и титульный лист партитуры симфонии «Прометей»

При исполнении «Прометея» А. Н. Скрябин намеревался использовать свет. Такого еще не было ни у одного композитора мира. Автор обозначил, как должно меняться цветовое освещение зала во время исполнения симфонии. По замыслу композитора, это должно было привести в соответствие свет и звук. К сожалению, Скрябину не суждено было осуществить свой замысел, так как в его распоряжении не было соответствующих технических средств. Лишь в наше время это удивительное сочинение было исполнено так, как мечтал автор.

Концертный зал погружен в полумрак... С первым же аккордом на огромном экране возникают волны цвета, которые постоянно меняют окраску. От сумрачнолилового до яркого цвета. С каждой новой музыкальной темой рождается и новая светоцветовая волна. Присутствующие в зале уже не могут понять, слышат ли они музыку или видят игру света. В этой необычайной светомузыке они чувствуют томление души, ее порывы. И снова неопределенность, таинственная загадочность мироздания. А в конце — ликующее звучание всего оркестра, хора и ослепительный солнечный свет, заливающий экран и весь зал.

Вопросы и задания

      • Какое участие в жизни людей принял титан Прометей? Что об этом говорят известные вам произведения искусства?
      • За что и как был наказан Прометей Зевсом? Какое художественное воплощение нашел этот сюжет в картине Рубенса и скульптуре Ф. Г. Гордеева? Какое отражение он нашел в произведениях литературы и музыки? Расскажите подробнее об одном из них.

Творческая мастерская

      • Познакомьтесь самостоятельно с мифом об Атланте, брате Прометея. За что был наказан могущественный титан?
      • Прочтите несколько произведений древнегреческого баснописца Эзопа о Прометее.

«Прометей, по велению Зевса, вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили звериную».

«Прометей, вылепив людей, повесил каждому на плечи две сумы: одну с чужими пороками, другую — с собственными. Суму с собственными пороками он повесил за спину, а с чужими — спереди. Так и получилось, что чужие пороки людям сразу бросаются в глаза, а собственных они не замечают».

«Зевс сотворил быка, Прометей — человека, Афина — дом, и выбрали они в судьи Мома1. Позавидовал Мом их творениям и начал говорить: “Зевс сделал оплошность, что у быка глаза не на рогах и он не видит, куда бодает; Прометей — что у человека сердце не снаружи и нельзя сразу отличить дурного человека и увидеть, что у него на душе; Афине же следовало снабдить дом колесами, чтобы легче было переехать, если рядом поселился дурной сосед". Разгневался Зевс за такую клевету и выгнал Мома с Олимпа».

Каким показан Прометей в баснях Эзопа? Подберите ко второй басне соответствующие пословицы в русском языке. В каких жизненных ситуациях они могут быть применимы?


1 Мом — олицетворение злословия и насмешки в греческой мифологии.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru