Учебник МХК для 6 класса

ИСКУССТВО

       

Бегство в Египет*

          Не в такой ли час, когда ночные
          Небеса синели надо всем,
          На таком же ослике Мария
          Покидала тесный Вифлеем?

В. Ф. Ходасевич

Известие о рождении в Вифлееме младенца Иисуса очень встревожило иудейского царя Ирода. Не хотел он делиться властью ни с кем. Не зная, где отыскать Иисуса, повелел Ирод воинам убить всех младенцев в возрасте до двух лет в Вифлееме и его окрестностях. Ирод надеялся, что среди убитых будет и тот, о ком говорили мудрецы и священники как о будущем царе Израиля. Посланные им воины убили четырнадцать тысяч младенцев. Повсюду раздавались рыдания и крики безутешных матерей, оплакивающих своих детей — невинных младенцев. Это были первые страдальцы, пролившие кровь за Христа.

Ужасную трагедию видим мы на фреске Джотто «Избиение младенцев», находящейся в церкви Капелла дель Арена в Падуе. Как страшны лица воинов, пытающихся силой отнять у матерей их детей. А количество маленьких трупов продолжает расти. Убитые горем матери пытаются спасти своих детей. Мы будто слышим их крик, раздирающий душу и сердце. Но солдаты безжалостны, им чужды человеческие чувства. Группа женщин, стоящих у здания, с мольбой взывает к Ироду. Но тщетно. Спокойно и равнодушно взирает он с балкона дворца на это кровавое злодейство. Решительным жестом один из воинов направляет шпагу в младенца на руках одной из матерей. За его спиной фигура палача в капюшоне, сквозь который можно разглядеть ужасающе свирепую личину убийцы.

Джотто. Избиение младенцев. 1306—1308 гг. Церковь Капелла дель Арена, Падуя

Ещё более мрачно представлен этот сюжет в картине нидерландского художника Питера Брейгеля «Избиение младенцев в Вифлееме». Никогда ещё в мировой живописи события евангельской истории не получали такой прямой и смелой оценки. Художник прибегнул к библейскому сюжету об избиении младенцев не случайно. Его многострадальный народ уже много лет находился под властью и гнётом Испании. Сколько мучений и унижений он претерпел! Библейская легенда о жестоком царе Ироде помогла автору добиться высоких художественных обобщений, выразить своё сочувствие погибшим, обездоленным и гонимым.

Зимний день. Северная нидерландская деревня, в которую ворвались грозные всадники, учинившие жестокую расправу над мирным населением. На всадниках — красные мундиры. (Именно такую одежду носили кавалеристы на испанской службе.) Всюду царит страх. Люди беззащитны и беспомощны, они мечутся по площади, пытаясь спасти своих детей. Но, окружённые всадниками, оказываются в ловушке. Вырваться из неё никак нельзя, запереться и спрятаться в домах — невозможно. Закрытые двери выбивают тараном. Лишь одной женщине удалось выбраться из ужасного рокового кольца. Но не надолго. Всадник уже пришпорил коня и устремился за ней в погоню. Прорванный круг будет замкнут. А вот крестьянин, которого заставили выбивать дверь в соседнем доме, где укрылись односельчане с детьми. Покорно выполняет он этот страшный приказ. В глубине, подобно заграждению, застыли закованные в латы всадники с грозно торчащими копьями.

П. Брейгель. Избиение младенцев в Вифлееме. Ок. 1566 г. Музей истории искусств, Вена

Эта жуткая картина разворачивается на фоне тускло-зелёного неба, на котором нет ни единого облачка. Странный, неподвижный воздух, на заднем плане пустынная улица, утоптанный лошадиными копытами снег... — поразительные детали, придающие изображению особую достоверность и убедительность.

Да, перед нами вселенская трагедия, пронизанная гневом и отчаянием художника. Картина написана так страстно и смело, что и через четыре века мы в ужасе содрогаемся от увиденного.

Но вернёмся к страницам Библии. К счастью, младенец Иисус не пострадал. Во сне к Иосифу явился ангел Господень и предупредил его об опасности.

        «Здесь вся семья от Ирода погибнет, —
        Во сне Иосиф слышит глас небес, —
        Возьми Младенца, Мать. Беги в Египет!
        Отец Небесный так велит тебе.

        Не медлить. Уходить уже сегодня:
        Младенца ищут. Всюду стон и кровь».
        Иосиф слушал ангела Господня.
        «В Египте ты найдёшь надёжный кров,

        Пока Господь вернуться не укажет...»
        Идёт семья в далёкую страну.
        А в Иудее Иродова стража
        С младенцами уже ведёт войну.

Д. Любарский. Избиение младенцев

Джотто. Бегство в Египет. 1303—1306 гг. Церковь Капелла дель Арена, Падуя

От Вифлеема до Египта — далёкий путь. Нелегко было Марии и Иосифу бежать с маленьким сыном. Лаконичны строки Евангелия от Матфея: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошёл в Египет» (Матф. 2: 13—15). Этот рассказ и послужил литературным источником для сюжета бегства в Египет, нашедшего отражение во многих произведениях искусства.

Теперь обратимся к фреске Джотто «Бегство в Египет». Послушные велению ангела, Мария и Иосиф торопливо увозят младенца в Египет. На фоне каменистой пустыни с разбросанными по ней редкими деревцами чинно движется небольшая группа путников. В самом центре композиции — фигура Марии, едущей на ослике. У неё на коленях младенец, привязанный широкой лентой, перекинутой через плечо матери. Он в страхе схватился за ленту, а Богородица бережно прижимает его к груди. Серьёзный, напряжённый взор Марии устремлён вперёд, в будущее. Мальчик, ведущий за поводья ослика, внимательно смотрит на летящего вверху ангела, который жестом руки указывает дорогу. Впереди Иосиф с ношей в руках. Он резко обернулся, чтобы посмотреть, нет ли за ними погони. Мы же с тревогой и волнением устремляем взор на пустынную дорогу, по которой предстоит пройти путникам. Что ждёт их впереди?..

Караваджо. Отдых на пути в Египет. 1594—1596 гг. Галерея Дориа-Памфили, Рим

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Почему иудейский царь Ирод решил уничтожить младенцев? Что и как об этом рассказывает Библия? Сравните произведения Джотто и П. Брейгеля на этот сюжет. Как в них передан драматизм происходящего?
  2. Как был спасён младенец Иисус? Какое художественное воплощение находит этот сюжет в известных вам произведениях искусства?

Э. Мурильо. Отдых на пути в Египет. 1768 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Творческая мастерская

  1. Рассмотрите картину итальянского художника Караваджо «Отдых на пути в Египет». Как в ней передано настроение удивительного покоя и нежности? Какую роль играет музыка, исполняемая ангелом на виоле? Как изображены святой Иосиф и Мария с младенцем? Какова роль пейзажа в картине, как он дополняет семейную идиллию? Какие ещё художественные детали привлекли ваше внимание?
  2. Познакомьтесь также с картиной испанского художника Э. Мурильо «Отдых на пути в Египет». Как в ней передана атмосфера обыденной человеческой жизни? Сравните оба эти произведения.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru