Учебник МХК для 6 класса

ИСКУССТВО

       

Нагорная проповедь

          А нам священные глаголы
          И этот благостный завет
          Знакомы с детства, с первой школы,
          Знакомы с самых ранних лет.

Д. И. Пальмин

Со всех концов земли стекался народ, чтобы послушать проповеди Христа или исцелиться от болезней. Все хотели хотя бы прикоснуться к Спасителю, потому что знали: от него исходит Божественная сила.

Однажды Иисус взошёл на гору, сел, чтобы учить народ тому, какими должны быть его ученики и христиане, как они должны исполнять Закон Божий, чтобы получить вечную жизнь в Царстве Небесном. Эта проповедь Иисуса называется Нагорной. Ясным весенним днём на склонах горы около Галилейского озера Спаситель в своих проповедях говорил людям о любви к ближнему и о необходимости совершать добрые дела. Нагорная проповедь Христа записана в Евангелии от Матфея в главах 5—7 и составляет главную суть его учения. Прочитайте строки из Нагорной проповеди и вдумайтесь в их смысл.

  • Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду (5:22).
  • Не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его... ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным (5: 34—36).
  • Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую (5: 39).
  • Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся (5: 42).
  • Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (5: 44).
  • Когда творишь милостыню, не труби перед собою... пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (6: 2—3).
  • Прощайте, и будете прощены (6: 14).
  • Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? (6: 25).
  • Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
  • И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? (7: 1—3).
  • Не давайте святыни на поругание. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас (7: 6).
  • Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам (7: 7).
  • Будьте справедливы. Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними... (7: 12).
  • Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам узнаете их... Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь (7: 15—19).

И. К. Макаров. Нагорная проповедь. 1889

Терпеливо и настойчиво объяснял Христос своим ученикам, что истинная вера не нуждается в сверхъестественных явлениях и чудесах. Даже если вера не превосходит горчичного зерна (т. е. очень мала), она может сдвинуть гору. Люди же продолжали ждать от него всё новых и новых чудес.

Тогда Христос отобрал среди учеников троих — Петра, Иоанна и Иакова — и позвал их на гору Фавор (Блаженства). Он и раньше не раз уединялся среди дубов и олив, любуясь необычайно красивым видом. Поднявшись по одной из знакомых тропинок, Иисус остановил путников и предложил им отдохнуть на цветущей поляне.

На Фаворе стояла удивительная тишина. Солнце тихо склонялось к горизонту. Но вдруг что-то переменилось в мире: то ли сгустились тени, то ли пробежал ветер. Ученики проснулись и увидели Иисуса в ослепительно-белых одеждах. Он излучал такой свет, какого они ещё никогда не видели. Само солнце, казалось, поблекло и померкло по сравнению с ним. Иисус был не один, он тихо беседовал с пророками Моисеем и Илией. Неожиданно с небес раздался голос, обращённый к ним: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте...» Очарованные чудесным видением, ученики долго не могли прийти в себя, но, когда очнулись, увидели одного Иисуса, а одежда на нём была самая обыкновенная. Это было Преображение Господне.

Гора Фавор — место Преображения Христа. Галилея. Современное фото

Одно из самых замечательных произведений на этот сюжет — алтарная композиция Рафаэля «Преображение». Евангельский текст подсказывал художнику, что необходимо одновременно изобразить два события: свершившееся Преображение Христа и приход больного мальчика к апостолам, оставшимся у подножия горы Фавор. Соединить в одном произведении сразу два сюжета? Не слишком ли смелое решение? И всё-таки Рафаэль взялся за его воплощение. В нижней части картины он изобразил больного мальчика, лицо которого искажено ужасной судорогою. Рядом его отец и мать, отчаявшиеся и не верящие в чудо исцеления, их лица исполнены щемящим горем и безмолвной мольбой о спасении. Лица апостолов выражают глубокое сострадание. Но чем они могут помочь несчастным людям? Сами они бессильны сотворить чудо. Взгляд некоторых из них обращён к небу.

В верхней части картины мы видим фигуру Христа в развевающихся одеждах с воздетыми вверх руками. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Это пророки Моисей и Илия. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Удивлённые чудесным видением, они закрыли рукой глаза: так ослепителен и ярок этот свет, исходящий от Христа и его необычайно белых одежд. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем.) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие.

Рафаэль. Преображение. 1518—1520 гг. Пинакотека, Ватикан

К сожалению, Рафаэлю не суждено было закончить эту картину. Лишь её верхняя часть полностью выполнена Великим Мастером. Незавершённое полотно установят у изголовья умершего художника, и весь Рим, прощаясь со своим любимцем, в восхищении будет взирать на чудо, которое совершилось здесь, на земле, а не на небесах. Через два года ученики Рафаэля осуществят замысел художника.

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. В чём заключается поучительный смысл наставлений Иисуса Христа в Нагорной проповеди? Какие из них кажутся вам необходимыми и сегодня? Почему? Подумайте, в каких жизненных ситуациях вы могли бы применить эти поучения.
  2. Внимательно рассмотрите картину Рафаэля «Преображение». Найдите её сюжетно-композиционный центр. Как он помогает раскрыть смысловое содержание произведения? Можно ли говорить о контрасте и динамике композиции? Поясните свой ответ. Каким образом соотносятся цвет и свет в произведении? Какое эмоциональное воздействие они оказывают на зрителей?

Андрей Рублёв. Преображение. Икона начала XV в. Благовещенский собор Московского Кремля

Творческая мастерская

  1. Рассмотрите икону Андрея Рублёва «Преображение» из иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Вот как описывает её исследователь творчества художника В. Н. Сергеев:

    Его икона изнутри сияет лёгким и ровным светом. Мы не видим лучей, от которых укрылись апостолы. Они созерцают свет внутри себя. Он разлит во всём творении, просвещает тихо и почти невидимо людей, и землю, и растения. Лица людей обращены не на внешнее, они сосредоточенны, в движениях фигур больше задумчивости, длящегося, нежели выражения пронзительного и потрясающего мгновения. Таинственный свет повсюду, но к нему нужно «восходить», готовиться к его приятию, и лишь тогда человек, насколько это для него возможно, им освещается.

    В «Преображении» очень тонко... передан образ летней природы в день самого праздника, когда едва заметно блекнут краски, отсветы лета становятся прозрачней, холодней и се-ребристей, и ещё издали чувствуется начавшееся движение к осени. Это прозрение значения праздника в образах самой природы — черта национальная, русская.

    ...«Преображение», бесспорно, входит в число икон, где художник наиболее полно выразил своё отношение к человеку, к возможности приобщения его к высшему бытию. В этом произведении — его опыт созидания в себе «внутренней тишины».

    Убедила ли вас подобная интерпретация этого произведения? Поясните свой ответ.

  2. Сопоставьте икону Андрея Рублёва «Преображение» с одноимённой картиной Рафаэля. В чём вы видите особенности художественного воплощения одного и того же сюжета разными мастерами? К какому виду и жанру принадлежит каждое из них? Почему? Чем отличается их композиционное решение? Как оно помогает в передаче эмоционального состояния героев? Что вы можете сказать об особенностях цветовой гаммы?
  3. Попробуйте сами сочинить небольшое поучение младшим брату, сестре или другу, использовав некоторые слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru