Учебник МХК для 6 класса

ИСКУССТВО

       

Притчи Христа

          О, есть неповторимые слова,
          Кто их сказал — истратил слишком много.
          Неистощима только синева
          Небесная и милосердье Бога.

А. А. Ахматова

Кроме чудес и проповедей Христос часто обращался к притчам, т. е. коротким рассказам, содержащим глубокий и поучительный смысл. Напомним, что притча — один из самых древних жанров в мировой литературе. Он возник на Востоке, где любили говорить иносказаниями, аллегориями и загадками. Притчи всегда побуждали человека совершать разумные и справедливые поступки. Как жить в обществе? Как вести себя в семье? Как обращаться с друзьями и врагами? Это лишь некоторые темы притчей. Притча во многом сходна с басней, но, в отличие от неё, она предлагает слушателю сделать самостоятельный вывод. Это, в свою очередь, сближает притчу с загадкой.

Вы уже знакомы с притчами царя Соломона, которые содержали советы и заповеди людям. Евангельские притчи Христа, изложенные четырьмя евангелистами, также содержат иносказания и поучения. В притче о сеятеле (Матф. 13: 3—23; Мр. 4: 3—8, 14—20; Лк. 8: 5—8, 11—15) ученики обратились к Христу с вопросом: «Для чего притчами говоришь им?» На что Иисус ответил: «Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют». Следовательно, надо научиться понимать истинный смысл притчи.

Попробуем и мы понять истинный смысл некоторых проповедей Христа. Обратимся к притче о сеятеле.

Вот вышел сеятель сеять;

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;

Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

Кто имеет уши слышать, да слышит!

Не поняли собравшиеся её истинного смысла, и тогда Христос пояснил ученикам значение притчи. Семя есть слово Божие. Сеятель — тот, кто сеет слово Бо-жие. Земля — сердце человеческое. Земля при дороге, куда упало семя, означает невнимательных и рассеянных людей, к сердцу которых слово Божие не имеет доступа. Дьявол без труда похищает и уносит его от них, чтобы они не уверовали и не спаслись. Каменистое место олицетворяет людей непостоянных и малодушных. Они охотно слушают слово Божие, но при первом искушении, скорби или гонении на него отходят от веры. Терние означает людей, у которых житейские заботы, богатство и пороки берут верх над словом Божиим. Хорошая, плодородная земля — это люди с добрым сердцем, внимающие слову Божию. Они сохраняют его в душе своей и с терпением стараются исполнять всё, чему оно учит. Плоды их — это добрые дела, за которые они будут удостоены Царства Небесного.

К Христу часто приходили мытари и грешники, чтобы слушать проповеди. Гордые фарисеи и книжники роптали за это на Иисуса и говорили: «Он принимает грешников и ест с ними». В ответ Иисус рассказывал поучительные притчи. Вот одна из них — притча о блудном сыне.

У одного человека было два сына. Однажды младший попросил отца отдать причитающуюся ему долю наследства. Отец исполнил просьбу, и сын пошёл в дальнюю страну. Там, живя беспечно и распутно, он быстро промотал всё своё имущество. Вскоре отвернулись от него и бывшие друзья. К несчастью, в стране начался голод, и, чтобы не умереть, сын вынужден был попроситься на любую работу. Ничего он делать не умел, а потому хозяин послал его пасти свиней. Но и это не спасло юношу. Хозяин, у которого он работал, почти не кормил его. Радовался он даже пище с грязными свиньями из одного корыта. Часто теперь вспоминал он отца, раскаивался в поступках. Наконец, решил возвратиться к нему и просить любую работу, лишь бы не умереть с голоду.

Узнал отец о возвращении блудного сына. Дрогнуло его сердце при виде голодного и нищего сына. Сжалился он над ним и велел слугам принести лучшую одежду и накормить. Другому сыну, возвратившемуся в это время с поля, он так объяснил свой поступок: «Сын мой был мёртв и ожил; пропадал и нашёлся».

Притча о блудном сыне послужила основой для создания многих произведений искусства. Познакомимся с картиной нидерландского художника Иеронимуса Босха «Блудный сын». Нищий, несчастный и отвергнутый всеми, блудный сын отправляется в путь. Как жалок его внешний вид! Голое колено видно через дыру в штанах. На одной ноге тапок, на другой — ботинок. Весь израненный, перевязанный белой тряпкой, с коробом за плечами, он покидает ветхое здание, напоминающее трактир с его сомнительными развлечениями. Прохудившаяся крыша, выбитые стёкла, сорванные ставни, облупившиеся стены... У корыта толкутся тощие свиньи... Что оставляет он в этом греховном мире? Рухнувшие надежды на спасение, неприкаянность и разочарование? Никто не сожалеет о его уходе. Лишь маленькая собачонка, рыча, провожает нищего до ворот...

И. Босх. Блудный сын. 1500-е гг. Художественный музей, Роттердам

Посмотрите на его встревоженное лицо с заплаканными глазами. Кажется, искривлённая в гримасе улыбка адресована не столько окружающему миру, сколько самому себе. В ней есть ироническая оценка, данная собственным надеждам и иллюзиям. Мир этот представляется ему бесцельным и пошлым. Куда деваться от окружающей бессмысленности? Перед ним дорога, уводящая от греховных соблазнов. Сняв шляпу, бродяга прощается с этими местами. Что ждёт его впереди? Бесприютные серые и голые холмы, грязный нищенский домишко, готовый вот-вот развалиться от порывов ветра. Вряд ли в нём можно укрыться от непогоды. Он идёт к воротам, но предстоящее странствие не приведёт его в страну добра, изобилия и спокойствия. Такой страны не существует...

В особенный мир сокровенных человеческих чувств переносит нас картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». Только умудрённый жизненным опытом человек мог создать это простое и вместе с тем гениальное произведение. Оно действительно стало духовным завещанием художника. В том же 1669 г. Рембрандта не стало...

Рембрандт. Возвращение блудного сына. 1669 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Оборванный, обессиленный и больной, промотавший состояние и одинокий, блудный сын появляется на пороге отчего дома. Остриженная наголо голова, покрытая струпьями, лохмотья, одна нога босая, другая в сандалии с почти отлетевшей подошвой. Лицо, едва выступающее из тени, прижатое к телу отца и выражающее усталость, смятение и почти блаженное чувство обретённого покоя. И отец, потерявший всякую надежду на встречу с сыном. Он бережно и любовно ощупывает его тело. Глаза старика давно ничего не видят. По морщинистому лбу и опущенным ресницам скользят блики света. Они отражаются и на его седой бороде, и на искажённых от жалости губах. В объятиях отца сын находит прощение и утешение, заботу и сострадание. Потрясённые увиденным, застыли невольные свидетели этой встречи. Они смотрят и не понимают, что на их глазах происходит чудо.

Ни одна деталь, ни один, даже самый незначительный уголок холста не оставляет зрителя безучастным. Благодаря разнообразию приёмов нанесения краски на холст с помощью кисти или её черенка, шпателя или просто пальцем (так написана пятка левой ноги блудного сына), художник достигает повышенной вибрации красок. А сами цвета?! Кажется, художник предельно ограничивает себя в их выборе. В картине преобладают только три цвета: золотисто-охристый, ярко-красный и чёрно-коричневый. Но как неуловимы разнообразные тончайшие переходы внутри этой скупой цветовой гаммы! Краски то горят, то сверкают, то глухо тлеют, то светятся изнутри. Да, такое подвластно только Великому Мастеру.

П. Брейгель. Слепые. 1568 г. Художественный музей, Неаполь

И ещё одна поучительная притча Христа — о слепом и поводыре. Вот её евангельский источник: «Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? Не оба ли упадут в яму?» (Лк. 6: 39).

На картине Питера Брейгеля «Слепые» средь белого дня слепой поводырь сбился с пути и рухнул в реку. Туда же с неотвратимой неизбежностью движется и цепочка ведомых им нищих слепцов. Их лица, от алчных до всё более хитрых и злобных, с пустыми глазницами, искажены уродливыми и страшными гримасами. Судорожны и неуверенны их жесты. Кажется, ещё мгновение — и земля уйдёт из-под их ног. Это и понятно: слепые ведут слепых. Нелепая вереница фигур кажется ещё более бессмысленной среди прекрасной, но безмолвно-равнодушной природы. Аккуратная деревенская церковь, нежная зелень деревьев, пологие холмы — всё полно тишины и спокойствия. Даже речка не подёрнулась всплеском от упавшего в её воды поводыря.

Рембрандт. Притча о работниках на винограднике. 1637 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Несомненно, это картина-символ, картина-аллегория, передающая трагедию невиданной силы! Вместе с тем художник пишет по-настоящему несчастных людей, которым нельзя не сочувствовать. Вот почему эта картина в то же время приобретает глубоко гуманистический смысл.

Многие притчи Христа легли в основу сюжетов произведений искусства. Кроме того, в наше время существует немало крылатых выражений, связанных с притчами.

Дионисий. Притча о девах разумных и неразумных. 1501—1503 гг. Церковь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, Вологодская область

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что вам известно о жанре притчи? Какой поучительный смысл несёт в себе притча о сеятеле (http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/71-video/837-seyatel)? Посмотрите видеофильм «Винсент ван Гог. “Сеятель”» (2003) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Что вас особенно в нём заинтересовало? Почему?
  2. Какое художественное воплощение нашла притча о блудном сыне (http://www.smisl-zhizni.ru/pritchi/71 -video/836-bludnii-sin)? Сравните известные вам произведения на этот сюжет. Посмотрите видеофильм «Рембрандт. “Возвращение блудного сына”» (2002) из цикла телепередач «Библейский сюжет». Что нового вы узнали о создании этого произведения?
  3. В чём поучительный смысл библейской притчи о слепом и поводыре? Какую слепоту — физическую или духовную — имел в виду Иисус? Почему картину П. Брейгеля «Слепые» можно воспринимать как символическую аллегорию? Почему автор акцентирует внимание на выражении лиц слепых? За что он осуждает человечество и что этому противопоставляет? Почему он останавливает вереницу слепых за мгновение до катастрофы?

Творческая мастерская

  1. Почему притчи похожи на басни, пословицы и загадки? Что между ними общего? Можно ли согласиться с толкованием жанра притчи в словаре В. И. Даля как с «поучением в примере»? Как вы понимаете смысл выражения притча во языцех? Какой смысл заключён в народной мудрости: «Без притчи века не изживёшь»? Попробуйте сочинить свою притчу на любой из интересующих вас сюжетов.
  2. Познакомьтесь с библейской притчей о работниках на винограднике (Матф. 20: 1 — 16). Рассмотрите картину Рембрандта «Притча о работниках на винограднике». Как передан конфликт между хозяином виноградника и рабочими? На чьей стороне автор? Из чего можно сделать такой вывод? Можно ли считать, что автор отошёл от истинного смысла притчи?
  3. Познакомьтесь и с другими притчами Христа:
    • о добром семени и о плевелах (Матф. 13: 24—30, 36—43);
    • о зерне горчичном (Матф. 13: 31—32);
    • о заблудшей овце (Матф. 18: 12—14; Лк. 15: 3—7);
    • о девах разумных и неразумных (Матф. 25: 1—13);
    • о богатом и Лазаре (Лк. 16: 19—31).

    В чём поучительный смысл прочитанных вами притч? Какие крылатые выражения из них до сих пор живут в нашем языке? Почему? В каких жизненных ситуациях вы могли бы ими воспользоваться?

  4. Какое художественное воплощение нашла притча о девах разумных и неразумных во фреске Дионисия? Как вы думаете, что могло заинтересовать автора в этом сюжете? Поясните свой ответ.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru