Учебник МХК для 6 класса

ИСКУССТВО

       

Пьета

          Как печально, как прискорбно
          Ты смотрела, Пресвятая
          Богоматерь, на Христа!
          Как молилась, как рыдала,
          Как терзалась, видя муки
          Сына — Бога твоего!

В. А. Жуковский

Сюжет снятия с креста в произведениях мирового искусства продолжен сюжетом пьеты (т. е. оплакиванием Христа, итал. pieta — жалость). Именно такое название он получил в лучших произведениях на эту тему.

Тема горя, человеческого отчаяния перед лицом смерти нашла яркое воплощение в знаменитой древнерусской иконе «Положение во гроб». На прямоугольной плите лежит приготовленное к погребению тело снятого с креста Иисуса. Мать Мария припала к телу умершего сына. Она бережно приподнимает рукой его голову, нежно касаясь своей щекой его щеки. Этот выразительный и необыкновенно точный жест красноречиво передаёт безысходную материнскую скорбь и любовь. Взгляд её полон веры и надежды.

Рядом с Марией — любимый ученик Христа Иоанн. Он задумчиво взирает на умершего Учителя, бережно прикасаясь к его телу. Вторя жесту Марии, припал к ногам Иисуса Никодим. С мольбой и печалью смотрит он на того, кому успел поверить и кого полюбил всем сердцем.

Положение во гроб. Икона второй половины XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На втором плане в молитвенных позах отчаяния и тоски Иосиф и три женщины, среди которых особое внимание привлекает одетая в ослепительно-красный плащ раскаявшаяся грешница Мария Магдалина. Склонив свой скорбный лик к распростёртому телу Христа, она вскинула к небесам руки. Её отчаянный жест усиливает общее трагическое звучание этой сцены.

Фон иконы создают поднимающиеся уступами скалистые горки, символизирующие земную твердь. Нависая над оплакивающими Христа людьми, они как бы смыкают их ещё прочнее и неразрывнее в неизбывном горе. В каждом жесте, в каждой детали иконы — удивительная сдержанность в выражении чувств. Цвет, линия — всё призвано точно передать самые сильные человеческие чувства и переживания.

X. Хольбейн. Мёртвый Христос. 1521 г. Художественная галерея, Базель

Итальянское искусство Возрождения не раз обращалось к сюжету оплакивания Христа. Среди произведений скульптуры особо следует выделить «Пьету» Микеланджело (см. ил. на с. 98), принёсшую двадцатитрёхлетнему художнику известность и славу. Тысячи паломников и римских жителей в течение дня толпились около этой статуи в соборе. Во всём Риме только и было разговоров что об этом произведении и о его великом Творце. Действительно, трудно было поверить, что бездушному твёрдому камню можно было придать такую безукоризненность форм. Хвалебным речам и новым заказам не было конца. Один из кардиналов заказал у скульптора сразу пятнадцать статуй для Сиенского собора!

Всё было ново и необычно в этом произведении Микеланджело. В изображении Марии художник не пошёл по пути, указанному предшественниками. Он изобразил Богоматерь не измученной страданиями, сохранил в камне прелесть её неувядаемой юности и красоты. И от этого нисколько не уменьшилось чувство материнской скорби над телом убитого сына. Напротив, это усилило трагический смысл произведения.

А. Мантенья. Мёртвый Христос. Ок. 1500 г. Галерея Брера, Милан

День и ночь работал Микеланджело над своим творением, не замечая физической усталости, смены дня и ночи. И вот из бесформенной каменной глыбы появилась прекрасная, трогательно юная женщина. Она сидит на камне, а на её коленях покоится безжизненное тело умершего Иисуса. В невыразимой печали склонилась Мария к сыну, лицо которого искажено муками. Он завершил свой путь на этой земле... Её глаза прикрыты, потуплен взор. Она молчит... Нет больше слов для выражения материнской скорби и отчаяния.

Художник впервые тщательно полирует камень: до ноготка, до локонов волос. Светотень помогает в большей степени выделить приоткрытые веки на лицах. Складки одежды Марии — своеобразный постамент для мёртвого тела Христа. Каждая деталь говорит о противоречиях жизни и смерти, о гармонии и покое, о трагедии, которая тоже может быть возвышенной.

Микеланджело. Пьета Ронданини.1555—1564 гг. Кастелло Сфорцеско, Милан

Исследователь творчества Микеланджело Д. Вазари сообщал, что гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы для образца в различные школы и академии ваяния. Так велико было совершенство выполнения мельчайших деталей. И всё же в то время мало кто знал Микеланджело в Риме. Ночью он вернулся в собор Святого Петра, где стояла скульптура, и в первый и последний раз вырезал своё имя на ленте хитона Марии. Теперь достаточно было увидеть это произведение, чтобы воскликнуть: «Это ваял Микеланджело!»

Резцу великого скульптора принадлежат ещё две «Пьеты», созданные в последние годы жизни. В работе над «Пьетой» для собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции и над «Пьетой Ронданини» он будет искать утешение для своей души.

С. Боттичелли. Пьета. Ок. 1500 г. Музей Польди-Пеццоли, Милан

 

Джотто. Оплакивание Христа. 1306—1308 гг. Капелла дель Арена, Падуя

Вопросы и задания для самоконтроля

  1. Что такое пьета? Какое воплощение находит этот сюжет в древнерусской иконе «Положение во гроб»? Какие художественные средства помогают автору передать трагизм происходящего?
  2. Какой вклад в трактовку этого сюжета внесли итальянские художники эпохи Возрождения? Опишите знаменитое скульптурное произведение Микеланджело «Пьета». Как вы думаете, почему именно оно принесло молодому художнику известность и славу?

М. А. Врубель. Надгробный плач. Второй и третий варианты картины. 1887 г. Музей русского искусства, Киев

Творческая мастерская

  1. Познакомьтесь с другими произведениями западноевропейских мастеров: Джотто, А. Мантеньи, X. Хольбейна, С. Боттичелли. В чём необычность трактовки библейского сюжета этими художниками? Как в этих произведениях переданы чувства героев? Какую роль в них играют композиция, колорит и пейзаж?
  2. Рассмотрите две «Пьеты» Микеланджело. Как художник передаёт трагизм происходящего, одиночество и обречённость главных героев? Чем можно объяснить применение новых приёмов обработки камня?
  3. Познакомьтесь с эскизами М. А. Врубеля для неосуществлённых росписей Владимирского собора в Киеве (http://www.vlsobor.com/author_9. html и http://images.yandex.ru/). Сопоставьте картину «Надгробный плач» с известными вам произведениями на этот сюжет.
  4. Скорбь матери, оплакивающей сына, — одна из вечных, непреходящих тем музыкального искусства. Прослушайте фрагменты музыкальных произведений «Stabat Mater» И. С. Баха, Ф. Шуберта, В. А. Моцарта (по выбору). Какое впечатление произвела на вас музыка? Почему?
  5. Примите участие в сочинении и исполнении музыкальной композиции, навеянной рассказом об оплакивании Христа. Постарайтесь передать в ней мотивы утешения и поддержки человека в трудные минуты жизни. Определите общую тональность музыки, её ритм и мелодию.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru