Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

3.1. Жизнь Человека в искусстве

«Египтяне — самый благочестивый народ на земле», — утверждал древнегреческий историк Геродот (между 490 и 480 гг. до н. э.). А что видели эти люди, создавшие одну из самых выдающихся цивилизаций на Земле? Пышные, триумфальные шествия фараонов, вереницы пленных рабов, мистические обряды жрецов, медленное течение Нила и жаркое дыхание знойной Сахары?

Поэт К. Бальмонт писал: «И весь Египет в вечной тризне среди бесчисленных гробов». С уважения и поклонения богам и предкам, с культа умерших началась цивилизация Древнего Египта, успешно развивавшаяся в течение трёх с половиной тысячелетий. Ни один другой народ древности не уделял столь пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была продолжением жизни. Заупокойный культ, нашедший воплощение в искусстве, сложился задолго до образования государства, на рубеже V-IV тыс. до н. э.

Мир Человека нашёл образное воплощение в рельефных и фресковых росписях, украшающих внутренние и внешние стены гробниц, заупокойных храмов, обелиски и стелы.

Что же изображалось в этих произведениях искусства? Значительную их часть составляли сцены загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды, совершаемые над покойником при погребении. Чёткими ритмичными рядами шествуют вереницы слуг, несущих дары своим правителям. С царственной важностью слуги усопшего ведут быков. Движения слуг размеренны и непринуждённы, они наклоняются, оборачиваются назад, заботливо поглаживают быков по спине. Ярусом ниже изображены стайки гусей и журавлей. Бесконечен поток пленных с захваченными трофеями. Стенопись царских гробниц напоминала яркий развёрнутый свиток папируса, где священные тексты сопровождались иллюстрациями, выполненными с тонким художественным вкусом и мастерством.

Произведения искусства Древнего Египта отражают важнейшие исторические события в жизни человека. Обратимся к древнейшему памятнику — палетке (то есть каменной плите для растирания красок) фараона Нармера. В ней переданы художественные представления о наиболее значительном историческом событии рубежа IV—III тыс. до н. э. — объединении Верхнего и Нижнего Египта в одно государство.

На лицевой стороне палетки изображён фараон, превосходящий размерами все остальные фигуры. Он в «белой короне» Нижнего Египта бесстрастно взирает на обезглавленные трупы своих врагов. Левой рукой он схватил за волосы правителя Верхнего Египта, упавшего перед ним на колени. В правом верхнем углу расположена пиктограмма (рисуночное письмо) с изображением Сокола. Это бог Гор, покровитель фараона, дарующий ему победу. Сокол держит на верёвке голову северянина, появляющуюся из знака земли, из которой произрастают шесть стеблей папируса. Каждый стебель означает число «тысяча», а поэтому в целом композиция могла быть прочитана следующим образом: «Царь вывел шесть тысяч пленных из равнинной страны».

Палетка фараона Нармера

На обратной стороне палетки, в центральной её части, изображены два фантастических животных. Их длинные, изящно переплетённые шеи также содержат символический намёк на объединение страны. В целом произведение воспринимается как прославление могущественной власти фараона.

Жизнь египтян представлена во всей её конкретности и многообразии. Рельефы и фрески воспроизводят сцены из повседневной трудовой жизни: охоту в нильских зарослях, рыбную ловлю, трапезу. Целые армии людей работают на полях и в садах. Мужчины гонят быков, тянут за рога упрямого козла, несут в руках по несколько уток, разделывают тушу быка, грузят на спину осла громоздкую плетёную корзину.

Иначе представлены картины пиров и развлечений правителей, по которым можно судить о вкусах и моде египетского общества того времени. Мы видим очаровательных танцовщиц с высоко поднятыми над головой руками. Их смуглые тела украшены поясками, ожерельями и браслетами, а на головах — диадемы. Музыканты играют на арфе, флейте и барабанах. Особое внимание уделяется точной проработке деталей одежды, украшений, длинных пышных париков.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru