|
|
Учебник МХК для 7-9 классов Мировая художественная культура4.3. Религиозные верования и их отражение в искусствеХарактерной особенностью художественной культуры восточных цивилизаций стала её теснейшая связь с религиозными верованиями. Обратимся к художественным достижениям Индии, где ещё в V-VI вв. до н. э. сложилась одна из основных мировых религий — буддизм. В начале XX столетия в долине реки Инд были произведены археологические раскопки на месте городов Хараппы и Мохенджо-Даро, возникших ещё в III-II тыс. до н. э. Их чётко спланированные и благоустроенные улицы представляли собой удивительные образцы древнего градостроения. Медленно и неохотно открывали они археологам свои тайны. По найденным произведениям искусства, переведённым и восстановленным надписям можно предположить, какое огромное значение имела религия для их жителей.
Мохенджо-Даро. Раскопки Во время раскопок здесь было обнаружено множество статуэток из терракоты (обожжённой глины). Это были изображения женщин в причудливых головных уборах, символизировавшие образ Великой Матери-Земли — дарительницы жизни и плодородия. Произведения керамики, ювелирные изделия, печати-амулеты с нанесёнными на них геометрическими фигурами, растительными орнаментами и изображениями животных (оленей, павлинов, змей, журавлей и т. д.) свидетельствуют о поклонении жителей древних городов священным животным и растениям. К домам с высокими глухими стенами, покрытыми яркими росписями, примыкали бассейны. Вероятнее всего, они служили для ритуальных омовений, связанных с верой в очистительную магическую силу воды. По широким улицам, достигавших вместе с тротуарами более десяти метров, свободно двигались религиозные процессии. К сожалению, у учёных нет данных о причинах разрушения этих городов. Может быть, будущее откроет их тайны? Религиозные верования нашли отражение во всех видах индийского искусства. Особенным образом они воплотились в культовых архитектурных сооружениях буддизма, главным из которых является ступа (погребальный холм), внешне напоминающая купол современного планетария. Она служила местом для хранения священных реликвий Будды. Полусферическая форма не случайна, она связана с легендой, согласно которой Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний.
Ступа в Санчи. Индия Ступа в Санчи (III в. до н. э.) — одно из известнейших архитектурных сооружений Индии. Расположенное в уединённом живописном месте, оно как нельзя лучше соответствовало созерцательной жизни буддийских монахов. Сюда из находящегося поблизости большого города стекались многочисленные паломники. В сферическом куполе высотой около 15 м отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка («дворец богов») для хранения реликвий буддийского культа. На вершине ступы закреплён золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками. Шпиль — это ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю. Зонтики — три небесных сферы, три ступени восхождения к нирване — особому состоянию просветления, отрешения от земных страстей, достижению высшего порядка — Абсолюта. Вокруг полушария ступы, покоящейся на платформе, тянутся галереи с лестницами, предназначенные для торжественных процессий с культовыми обрядами, сопровождавшимися музыкой и танцами.
Ворота ступы в Санчи В I в. до н. э. ступа была обнесена оградой с четырьмя воротами, ориентированными на четыре стороны света. Украшенные рельефами и круглой скульптурой, они представляют собой синтез архитектуры и пластики и служат прекрасным декоративным убранством для внешне суровой и простой по форме ступы. Сюжетов так много, что их с трудом можно охватить взглядом. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанным с жизнью Будды, некоторые отражают исторические события. Каждые из них требуют пристального и внимательного рассмотрения. Зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. По краям от него сидят крылатые львы и якшини (то есть низшие божества, олицетворяющие силы природы). Приветливо улыбаются якшини, наклоняясь вперёд в лёгкой и грациозной позе. Под ними и рядом на столбах и в рамках — изображения цветов, павлинов, всадников, сказочных птиц. Ещё ниже — выезд царя со свитой на охоту, встреча с отшельниками. Каждые из четырёх ворот водружены на скульптурные фигуры слонов, выполняющих роль кариатид. А вот четверо толстых ухмыляющихся карликов несут нижнюю балку. Кажется, весь реальный и фантастический мир природы представлен в рельефах ворот. Но почему здесь так много животных и растений? Это связано с прежними перевоплощениями Будды в змею, слона, птицу, оленя, лебедя, рыбу и человека. В каждом изображении переданы ощущения радости земного бытия, полноты жизни на лоне природы. Все они требуют пристального и внимательного рассмотрения. Великолепное мастерство индийских резчиков по камню достойно восхищения. Оно принадлежит к блестящим образцам мировой пластики.
Варианты заданий для самостоятельной работы
|
|
|