Учебник МХК для 7-9 классов

Мировая художественная культура

       

4.3. Религиозные верования и их отражение в искусстве

Характерной особенностью художественной культуры восточных цивилизаций стала её теснейшая связь с религиозными верованиями. Обратимся к художественным достижениям Индии, где ещё в V-VI вв. до н. э. сложилась одна из основных мировых религий — буддизм.

В начале XX столетия в долине реки Инд были произведены археологические раскопки на месте городов Хараппы и Мохенджо-Даро, возникших ещё в III-II тыс. до н. э. Их чётко спланированные и благоустроенные улицы представляли собой удивительные образцы древнего градостроения. Медленно и неохотно открывали они археологам свои тайны. По найденным произведениям искусства, переведённым и восстановленным надписям можно предположить, какое огромное значение имела религия для их жителей.

Мохенджо-Даро. Раскопки

Во время раскопок здесь было обнаружено множество статуэток из терракоты (обожжённой глины). Это были изображения женщин в причудливых головных уборах, символизировавшие образ Великой Матери-Земли — дарительницы жизни и плодородия. Произведения керамики, ювелирные изделия, печати-амулеты с нанесёнными на них геометрическими фигурами, растительными орнаментами и изображениями животных (оленей, павлинов, змей, журавлей и т. д.) свидетельствуют о поклонении жителей древних городов священным животным и растениям. К домам с высокими глухими стенами, покрытыми яркими росписями, примыкали бассейны. Вероятнее всего, они служили для ритуальных омовений, связанных с верой в очистительную магическую силу воды. По широким улицам, достигавших вместе с тротуарами более десяти метров, свободно двигались религиозные процессии.

К сожалению, у учёных нет данных о причинах разрушения этих городов. Может быть, будущее откроет их тайны?

Религиозные верования нашли отражение во всех видах индийского искусства. Особенным образом они воплотились в культовых архитектурных сооружениях буддизма, главным из которых является ступа (погребальный холм), внешне напоминающая купол современного планетария. Она служила местом для хранения священных реликвий Будды. Полусферическая форма не случайна, она связана с легендой, согласно которой Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение. Он постелил на землю плащ и перевернул на него круглую чашу для сбора подаяний.

Ступа в Санчи. Индия

Ступа в Санчи (III в. до н. э.) — одно из известнейших архитектурных сооружений Индии. Расположенное в уединённом живописном месте, оно как нельзя лучше соответствовало созерцательной жизни буддийских монахов. Сюда из находящегося поблизости большого города стекались многочисленные паломники. В сферическом куполе высотой около 15 м отсутствует внутреннее пространство, его наружный слой облицован обожжённым кирпичом и покрыт толстым слоем штукатурки. Наверху купола установлена небольшая надстройка («дворец богов») для хранения реликвий буддийского культа.

На вершине ступы закреплён золотой шпиль с нанизанными на него тремя зонтиками. Шпиль — это ось Вселенной, соединяющая Небо и Землю. Зонтики — три небесных сферы, три ступени восхождения к нирване — особому состоянию просветления, отрешения от земных страстей, достижению высшего порядка — Абсолюта. Вокруг полушария ступы, покоящейся на платформе, тянутся галереи с лестницами, предназначенные для торжественных процессий с культовыми обрядами, сопровождавшимися музыкой и танцами.

Ворота ступы в Санчи

В I в. до н. э. ступа была обнесена оградой с четырьмя воротами, ориентированными на четыре стороны света. Украшенные рельефами и круглой скульптурой, они представляют собой синтез архитектуры и пластики и служат прекрасным декоративным убранством для внешне суровой и простой по форме ступы. Сюжетов так много, что их с трудом можно охватить взглядом. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанным с жизнью Будды, некоторые отражают исторические события. Каждые из них требуют пристального и внимательного рассмотрения.

Зрительным и тематическим центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. По краям от него сидят крылатые львы и якшини (то есть низшие божества, олицетворяющие силы природы). Приветливо улыбаются якшини, наклоняясь вперёд в лёгкой и грациозной позе. Под ними и рядом на столбах и в рамках — изображения цветов, павлинов, всадников, сказочных птиц. Ещё ниже — выезд царя со свитой на охоту, встреча с отшельниками.

Каждые из четырёх ворот водружены на скульптурные фигуры слонов, выполняющих роль кариатид. А вот четверо толстых ухмыляющихся карликов несут нижнюю балку. Кажется, весь реальный и фантастический мир природы представлен в рельефах ворот. Но почему здесь так много животных и растений? Это связано с прежними перевоплощениями Будды в змею, слона, птицу, оленя, лебедя, рыбу и человека.

В каждом изображении переданы ощущения радости земного бытия, полноты жизни на лоне природы. Все они требуют пристального и внимательного рассмотрения. Великолепное мастерство индийских резчиков по камню достойно восхищения. Оно принадлежит к блестящим образцам мировой пластики.

Варианты заданий для самостоятельной работы

  1. В чём и как проявляется символический характер искусства древневосточных цивилизаций? Для ответа используйте известные вам рельефные произведения Месопотамии.
  2. Рассмотрите некоторые картины китайских художников-пейзажистов. Как в них передана идея гармонического единства человека и природы? Можно ли говорить о символическом характере китайской пейзажной живописи?
  3. Познакомьтесь с пейзажной лирикой известных китайских поэтов VIII века — Ли Бо (701-762) и Ван Вея (699-759). В чем, по вашему мнению, заключается главная особенность поэтического воплощения темы природы и человека? Подберите строки из стихотворений, которыми можно проиллюстрировать известные вам картины китайских художников-пейзажистов.
  4. Какое отражение в произведениях искусства нашли религиозные верования народов Древнего Востока? Расскажите о характерных особенностях буддийских памятников архитектуры и изобразительного искусства Индии.

 

 

 

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru